Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Еще одна жертва кризиса на Украине — ее зарождающаяся технологическая индустрия

© East News / Ukrafoto/Nosach Vitaliy Дети на митинге в Киеве
Дети на митинге в Киеве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
До начала кризиса Украина превращалась из аутсорсингового центра многонациональных компаний в быстро развивающуюся успешную технологическую экосистему. Теперь же ситуация изменилась к худшему. Прежде 2-миллиардный рынок аутсорсинга, на котором работают более 50 тысяч инженеров, рос со скоростью 30% в год. В 2014 году темпы его роста уменьшились вдвое.

До недавнего времени Украина представляла собой развивающийся центр индустрии информационных технологий. Однако с момента свержения пророссийского президента Виктора Януковича, аннексии Крыма Россией и начала вооруженных столкновений на востоке страны, украинский технологический сектор — как и вся страна в целом — понесла серьезные потери.

В 2012 и 2013 годах объем венчурных инвестиций в эту сферу удваивался, но, по данным AVentures Capital, киевской венчурной компании, в прошлом году он сократился наполовину.

Но, несмотря на резкое падение курса национальной  валюты, высокие темпы инфляции и разговоры о неизбежном дефолте, не все украинские предприниматели и инвесторы в технологической сфере потеряли надежду. «Когда я приезжаю в США и включаю CNN или BBC, я слышу новости об Афганистане, Иране и Украине. Это совсем нам не помогает», — сказал Евгений Сысоев, управляющий партнер AVentures Capital, в интервью изданию Quartz.

«Если включить телевизор или почитать об Украине в газетах или интернете, создается впечатление, что на Украине идет война. Но это касается лишь небольшого участка ее территории. 95% страны, ее территории, населения и бизнеса живут так же, как и прежде. Но из-за того, как пресса изображает ситуацию на Украине, многие считают, что война коснулась даже Киева, а боевые действия ведутся во всех украинских городах».

Нестабильность украинской экономики и предполагаемые риски отпугнули иностранный капитал, который играл ключевую роль в развитии страны до начала текущего кризиса. Иностранные инвесторы, как правило, тратят больше, чем их украинские коллеги. Практически все многомиллионные раунды размещения ценных бумаг в 2012 и 2013 годах были профинансированы за счет иностранного капитала.

«Часть сделок была инициирована в конце 2013 года, и предполагалось, что они будут закрыты в первой половине 2014 года, — говорит Сысоев. — Сначала этот момент перенесли на несколько месяцев. А затем началось наступление России». И инвесторы до сих пор так и не вернулись на Украину».

Такой спад объемов инвестирования пришелся на по-настоящему неблагоприятный момент. Еще до начала кризиса Украина постепенно превращалась из аутсорсингового центра многонациональных европейских компаний в стремительно развивающуюся технологическую экосистему, которая могла похвастаться значительными успехами. Теперь же ситуация изменилась к худшему. Прежде 2-миллиардный рынок аутсорсинга, на котором работают более 50 тысяч инженеров, рос со скоростью в 30% в год. В 2014 году темпы его роста уменьшились вдвое и составили 15%.

Тем не менее, медленный рост — это все равно рост, что само по себе является довольно большой редкостью на Украине в настоящий момент. По мнению Сысоева, индустрия информационных технологий в этом году снова продемонстрирует рост, отчасти благодаря стимулам со стороны правительства. После выборов в украинский парламент, состоявшихся в октябре, в его состав вошли пятеро руководителей IT-компаний. «Сегодня можно говорить о диалоге, — отмечает Сысоев. — Сектор информационных технологий привлек внимание политиков».

Более того, спад деловой активности в 2014 году может иметь благоприятные последствия для будущего украинской технологической индустрии. Василий Тофан из инвестиционного венчурного фонда Horizon Capital утверждает, что «когда количество возможностей ограничено, талантливые молодые люди вдвойне мотивированы к тому, чтобы начать действовать самостоятельно».