Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Экономическая война подогревается сланцевым газом?

© CC0 / Public DomainБуровая по добыче сланцевого газа в США
Буровая по добыче сланцевого газа в США
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Производство сланцевого газа полностью перекроило расклад в энергетическом секторе. Долгое время балом правили Россия и страны ОПЕК, однако теперь США благодаря нетрадиционным источникам становятся крупнейшими в мире экспортерами углеводородов. Может ли добыча нефти и газа из новых источников окончательно разрушить сложившийся баланс в сфере черного золота?

Производство сланцевого газа полностью перекроило расклад в энергетическом секторе. Долгое время балом правили Россия и страны ОПЕК, однако теперь США благодаря нетрадиционным источникам становятся крупнейшими в мире экспортерами углеводородов… и их примеру готовы последовать другие.

Может ли добыча нефти и газа из новых источников окончательно разрушить сложившийся баланс в сфере черного золота? «Это первое серьезное потрясение в международных отношениях со времен нефтяного кризиса 1970-х годов», – отмечает Патрис Жоффрон (Patrice Geoffron), преподаватель геополитики из университета Париж-Дофен.

США, сильнейшая в экономическом плане держава, первыми пустились в эту авантюру. Открытия американского инженера Джорджа Митчелла (George Mitchell), который в 1990 году приспособил технологию гидроразрыва к известняковым породам, и Devon Energy (компания разработала 15 лет спустя систему горизонтального бурения) изменили весь расклад. По прогнозам, США могут обеспечить себя энергоносителями на 99% до 2030 года при том, что в 2005 году их добыча покрывала лишь 70% потребностей. Они уже отобрали у России титул крупнейшего производителя газа, и в скором времени могут сделать это с нефтью. После долгого периода импорта углеводородов они смогут стать экспортером уже через 15 лет. Играют на руку американской экономике и другие факторы. Раз сланцевый газ заменил собой уголь в производстве электроэнергии, старое топливо теперь отправляют на экспорт. США утверждают, что вдвое сократили объемы выбросов СО2, вернувшись к уровню 1990-х годов благодаря этой замене. В то же время они предпочитают молчать о загрязнении окружающей среды в результате утечек сланцевого газа, которые случаются гораздо чаще, чем при традиционной добыче.   

Однако помимо бума для экономики и торговли США (особенно на фоне соглашения о свободной торговле с Европой) подобные перемены поднимают вопросы для всех стран, которые обладают подобного рода ресурсами. В первую очередь это относится к Европе (Германии, Дании, Польше, Великобритании), а также развивающимся странам вроде Южной Африки, Бразилии, Аргентины и, конечно же, Китая. С 2013 года Пекин начал распределять среди 16 китайских предприятий 19 разрешений на разведку в регионах, где могут иметься запасы сланцевого газа… Таким образом, страны с крупными месторождениями этого топлива могут существенно сократить зависимость от России к 2035 году.

Все говорят себе, что у них появился способ изменить направление истории их энергетики. В Европе, где половина государств все еще более чем на 60% зависит от поставок российского газа (в Прибалтике речь идет о 100%), вопросы геополитического баланса в энергетике, возможно, больше не будут решаться на востоке… Только вот Польша, которой сулят запасы в 4,19 миллиарда кубометров сланцевого газа, распахнула двери перед международными компаниями и мечтает окончательно избавиться от зависимости от российского газа. «В Польше действительно существует стремление ослабить тот рычаг давления, которым обладает Россия, – объясняет Бертран Ле Герн (Bertrand Le Guern) из польской компании Petrolinvest. – Страна сейчас закупает газ у России по ценам на 30-40% выше рыночных». Кроме того, сланцевый газ мог бы позволить ей провести реконструкцию старых угольных электростанций, которые сегодня дают 90% электроэнергии.   

На фоне этой сланцевой революции мир едва ли принимает хоть сколько-нибудь существенные меры, чтобы к ней приспособиться и пока что совершенно не в состоянии предугадать ее долгосрочные последствия. «Перспективы изменились за очень короткое время: это может повлечь за собой цепную реакцию, но пока что никто не в состоянии оценить ее реальные масштабы», – продолжает Патрис Жоффрон. Первое из этих последствий возникло лишь совсем недавно и заключается в жестком противодействии со стороны производителей традиционной нефти и газа. Во главе с ближневосточными государствами – прежде всего, Саудовской Аравией – было принято решение о повышении объемов добычи нефти, что привело к резкому спаду цен на черное золото: они опустились до почти что исторического минимума в 50 долларов. Так может выглядеть борьба против притока нетрадиционных углеводородов и стремление сделать дорогостоящую добычу менее привлекательной и заставить США отказаться от планов уйти с Ближнего Востока. Потому что более дешевая нефть не может оставить безразличной жадную до энергоресурсов американскую экономику.

«Россия тоже наращивает производство. «Газпром» идет еще дальше и ведет игру на всех уровнях. В частности он тайно занимается организацией в Румынии и Болгарии демонстраций против разработки сланцевого газа», – отмечает Бертран Ле Герн.