Барак Обама в послании Конгрессу «О положении в стране» много раз упоминал Китай. Он особенно подчеркнул то, что в вопросах международной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе правила должны устанавливать США, а не Китай. В связи с этим он обратился к двум партиям страны с просьбой предоставить ему полномочия для стимулирования торговли в регионе.

Обама беспокоится о правилах игры во внешней торговле — по крайней мере о «Соглашении о Транс-Тихоокеанском партнерстве (TPP — Trans-Pacific Partnership)» и «Соглашении о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (TTIP — Transatlantic Trade and Investment Partnership)», которые американский президент активно защищает в последние годы. Правительство США, пытаясь создать соглашение о селективной трансрегиональной торговле, явно хочет продемонстрировать конкурентоспособность своего экспорта. Несмотря на то, что правительство Обамы продвигает эти два соглашения, пытаясь таким образом оставить след в президентской истории страны, некоторые моменты данных проектов мало устраивают партнеров по переговорам. Даже Конгресс США еще не определился с позицией.

Одно время США постоянно уклонялись от вопросов всего мира в отношении политики «перебалансировки в АТР». Американское правительство давало неоднозначные ответы о том, является ли TPP экономическим ядром этой политики. На этот раз Обама наконец сказал прямо: Белый дом продвигает TPP и TTIP, направляет больше усилий на Азию и Европу, новое торговое соглашение, не только свободное, но и справедливое, будет защищать интересы американских рабочих и предприятий. Обама считает, что США должны подготовить письменные постановления, определяющие правила игры, которые не позволят Китаю получить дивиденды от установления своих собственных норм.

Очевидно, что США не полностью удовлетворены системой международной торговли, разработанной ВТО. Обама считает, что в прошлом некоторые торговые соглашения были не столь идеальны, как утверждалось, и некоторые страны нарушали правила торговли. В то же время Китай хочет установить региональные правила, которые принесут самые высокие темпы роста в мире, что невыгодно США. Основная идея Обамы заключается в том, что умелое использование Китаем системы мировой свободной торговли не очень справедливо по отношению к США.

Попытки США углубить реформы системы международной торговли и извлечь из этого прибыль сами по себе не вызывают нареканий. Однако в прошлом США умело проявляли инициативу по созданию глобальной системы, а на сегодняшний день могут продвигать лишь трансрегиональные системы, связывающие выборочно США и Азию, США и Европу, причем в системе выборочного членства. Нельзя не отметить, что способности США создавать так называемые формирования и их возможности по привлечению ведущих международных систем значительно снизились. США считают, что в ходе внедрения системы ВТО, которую они так продвигали в прошлом, Америка осталась в убытке, поэтому хотят начать все заново и путем исключения практики таких стран, как Китай, создать новые эксклюзивные трансрегиональные торговые механизмы.

Очевидно, что тех США, которые активно формировали глобальную торговую и финансовую систему, больше нет. США видят, что у них уже нет сил создавать всемирную, более свободную, более справедливую всеобъемлющую международную систему. Вместо этого США могут лишь принимать недальновидные схемы, создавать новые торговые системы, в которые будут включены они сами и несколько других стран. Такая система будет сосуществовать с ВТО, однако приведет к расщеплению международной торговли. США и ряд других развитых стран углубят разногласия с большинством развивающихся стран, вплоть до того, что могут быть серьезно повреждены экономические и торговые связи между различными развивающимися странами. Эта дорога вряд приведет нас к более свободному и справедливому миру.

Действительно ли принципы торговли, пропагандируемые ВТО, несправедливы? США полагают, что требования существующей системы в отношении охраны окружающей среды, защиты интеллектуальной собственности и продвижения на рынке занижены, однако не нужно забывать, со сколькими проблемами сталкивались сами США в процессе индустриализации. Штаты прошли долгий путь и постепенно добились прогресса. Америка отказывается понимать пути развития других стран, не желает сотрудничать на одной платформе, не хочет совместно с другими странами разрабатывать принципы сотрудничества. Все это, вполне возможно, приведет лишь к тому, что Вашингтон потеряет уважение других стран. США не хотят делиться плодами развития, и в конечном итоге это может привести к потере их популярности среди других стран и регионов мира. В один день их могут выбросить за борт торговой системы и лишить новых возможностей совместного развития.

Автор — профессор, заместитель декана факультета международных исследований в университете Фудань.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.