По следам других миров

© NASAМеждународная космическая станция
Международная космическая станция
Как только человечество осознало, что Земля однажды перестанет служить ему приютом, оно стало вести поиск других планет. Но даже если мы найдем такие планеты, сможем ли мы отправиться на них? Тот факт, что технологии, которыми мы располагаем сегодня, не позволяют нам добраться даже до ближайшей звезды, ударяет нас как обухом по голове. Однако это нас не остановит.

Словно отшельник, оказавшийся вдали от шума полярного сияния и электромагнитных волн, спутник американского космического агентства NASA «Кеплер» (Kepler) не теряет надежды найти обитаемую планету. С марта 2009 года этот космический аппарат ведет наблюдение за звездами, которые похожи на Солнце и находятся на постижимом расстоянии от нас. Несмотря на усовершенствованные линзы, «Кеплер» способен охватить только 0,28% ночного неба. По состоянию на прошлую неделю, согласно его данным, количество подтвержденных планет, которые могут быть пригодны для развития жизни, превысило тысячу.

NASA, начавшее работы по исследованию внеземной жизни в 1971 году, многократно подняло ставки, сделав еще один важный шаг и включив в свою программу транзитный спутник исследования экзопланет за пределами Солнечной системы стоимостью в 200 миллионов долларов. Ожидается, что площадь, за которой сможет наблюдать этот аппарат, в 400 раз превзойдет возможности «Кеплера».

Как только человечество осознало, что по причине халатности или определенных естественных причин Земля однажды перестанет служить ему приютом, оно стало вести поиск внесолнечных планет. Но даже если мы найдем подходящие планеты, сможем ли мы отправиться на них? Тот факт, что технологии, которыми мы располагаем сегодня, не позволяют нам добраться даже до ближайшей звезды, ударяет нас как обухом по голове. Однако определенную уверенность в нас вселяет то, что многое из того, что некогда было невозможным, сегодня вошло в порядок вещей. Поэтому едва ли такое ныне стоящее перед нами препятствие, как примитивность наших технологий, заставит нас свернуть с выбранного пути.

Наша несравненная планета

В результате многолетних наблюдений 18 ученых из Колорадского университета в Боулдере установили, что вокруг Земли существует «щит», защищающий нашу планету от «электронов-убийц» с Солнца. Статья, опубликованная в ноябре 2014 года в одном из самых престижных журналов мира, Nature, не стала такой сенсацией, как состоявшаяся в это же время посадка на астероид, и не произвела должного эффекта.

Дэниэль Бейкер (Daniel Baker) и его коллеги обнаружили, что частицы, которые высвобождаются в результате взрывов на Солнце (нашем гигантском ядерном реакторе) и движутся быстрее 160 тысяч километров в секунду, останавливает невидимый барьер, находящийся между поясами Ван Аллена, и поэтому они не достигают атмосферы. Нельзя сказать наверняка, но предполагается, что в плазмосфере, которая, точно спасательный круг, опоясывает нашу планету, эти частицы рассеивают низкочастотные электромагнитные волны.

Радиационные пояса Ван Аллена — продукт магнитного поля Земли и только одна из особенностей, делающих ее подходящей для жизни. Есть еще множество вещей, свидетельствующих в пользу уникальности Земли, которая, словно дервиш в ритуальном танце, вращается на оптимальном расстоянии от звезды второго поколения под названием Солнце. Вода как основа жизни, кислородно-азотный баланс воздуха, углерод и кремний, подходящая масса и орбита —первое, что приходит на ум. Луна играет важную роль в поддержании природного баланса Земли, являясь в некотором смысле ее ночным мотыльком, движущимся под действием мистического таинства гравитации. Благодаря наклону оси происходит смена времен года. Также следует учесть многослойную структуру атмосферы, окутывающей и оберегающей нашу планету, и разного рода покровителей, таких как Юпитер, которые, будто молниеотводы, защищают Землю от опасных для нее объектов. Магнитное поле, которое порождают в ее ядре расплавленное железо и такие тяжелые металлы, как никель, выполняет функцию компаса и одновременно зонта, укрывающего от солнечного ветра. Кроме того, как выяснилось недавно, существует и защита от «электронов-убийц».

Исследования, главным образом, концентрируются на звездах Млечного пути, поскольку, несмотря на невероятные расстояния между звездами, они хотя бы находятся в постижимой близости от нас. Точное количество звезд Млечного пути установить невозможно, тем не менее у ученых есть свои подходы. Сначала, исходя из спектрограмм, позволяющих различать значения цвета, и таких факторов, как форма галактики (эллиптическая или спиральная) и примерный объем газа, делаются приблизительные расчеты относительно общей массы галактики. В соответствии с такими расчетами был сделан вывод, что на Млечном пути находится около 100-110 миллиардов звезд. Существует около 100 миллиардов галактик, за которыми мы можем наблюдать. Согласно уравнению Дрейка, считается, что в видимой Вселенной находится 7×1022 звезд, за которыми могут скрываться пригодные для жизни планеты. И хотя, в соответствии с парадоксом Ферми, если бы разумные формы жизни существовали, мы бы давно об этом знали, такие космические агентства, как NASA, ESA, верят в возможность обнаружения подходящих для жизни планет. Исходя из наблюдений «Кеплера», в ноябре 2013 года ученые подсчитали, что только на Млечном пути может быть около 11 миллиардов планет, сопоставимых с размером Земли и вращающихся вокруг звезды, похожей на Солнце.

Предполагается, что во Вселенной, которую можно представить в виде шара диаметром в 93 миллиарда световых лет, находится около септиллиона (1024) звезд. То есть в десять раз больше, чем всех песчинок на поверхности Земли. О размерах Вселенной и нашей ничтожности по сравнению с ней вы можете узнать, например, из видеоролика, подготовленного учеными из Американского музея естественной истории.

Одиночество

Автор научно-фантастических романов Артур Кларк (Arthur C. Clarke) сказал знаменитую фразу: «Существует всего лишь две вероятности: либо мы одни во Вселенной, либо нет. Обе одинаково пугают».

Мы одиноки во Вселенной? Этим вопросом, наверное, задавался каждый, кто когда-то в детстве вглядывался в бесконечное множество звезд на ясном ночном небе. И, должно быть, у человека, не способного создать настоящие, крепкие отношения даже в своем ближайшем окружении, он должен вызывать истинную тревогу. Но оставим это на суд психологов.

Сегодня мы начинаем забывать о том, что наш дом, Земля, настолько просторен, что в нем всем хватает места. Мы сами сужаем нашу планету своими безудержными желаниями. Если представить, что сейчас на Земле проживает около 7,25 миллиарда человек, и поместить каждого на один квадратный метр, то все население мира не сможет заполнить даже Чанкыры площадью в 7,5 тысячи квадратных километров. Если же мы немного потеснимся, то сможем уместиться в Конийской долине. Согласно расчету, берущему за основу предположение Карла Хауба (Carl Haub) о том, что человечество зародилось около 50 тысяч лет назад, а численность населения на тот момент составляла два человека, со времен наших прародителей Адама и Евы мир населяли 115 миллиардов человек (включая ныне живущих). Если и для них мы не поскупимся на квадратные метры, то заполним лишь чуть более двух третей Центральной Анатолии. И тогда в день страшного суда люди не будут так рассредоточены по миру.

Маленький клочок земли становится для нас вопросом жизни и смерти, в то время как наша планета так велика! Пока человек движим необузданными желаниями и злобой, ему будет мало всех существующих галактик. Даже если на всех из них возможна жизнь.