Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Помнят — и остаются антисемитами

© East News / Dursun AydemirЦветы у входа в Еврейский музей в Брюсселе
Цветы у входа в Еврейский музей в Брюсселе
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Международный день памяти жертв Холокоста в этом году совпал с резким увеличением числа проявлений антисемитизма в европейских государствах. Пиком стал теракт в кошерном супермаркете в Париже, совершенный три недели назад. Можно свалить все на исламских экстремистов и заявить, что события не отражают реальных настроений в европейских странах, но, похоже, это не совсем так.

Международный день памяти жертв Холокоста в этом году совпал с резким увеличением числа проявлений антисемитизма в европейских государствах. Пиком стал теракт в кошерном супермаркете в Париже, совершенный три недели назад. Можно свалить все на исламских экстремистов и заявить, что события не отражают реальных настроений в европейских странах, но, похоже, это не совсем так. Почему же через 70 лет после освобождения лагеря смерти в Освенциме Европа стала плодородной почвой для нападений на евреев?

Когда в 2005 году Генеральная Ассамблея ООН выбрала именно этот день как Международный день памяти жертв Холокоста, Израиль записал на свой счет большой дипломатический успех. Государства всего мира объединились, чтобы помнить о Холокосте и чтить память жертв, а также обязались бороться с «проявлениями ненависти, с предрассудками, с дискриминацией и расизмом», чтобы предотвратить новый геноцид. Однако в формулировке, выбранной ООН, отсутствует кое-что очень важное — упоминание антисемитизма и ненависти к евреям как причин Холокоста. И хотя уничтожение трети еврейского народа упомянуто как результат Холокоста, трагедия, память о которой отмечает мир в этот день, это не Катастрофа еврейского народа и убийство шести миллионов евреев нацистами и их пособниками.

Мы стали свидетелями парадокса: европейские страны выделяют немало средств и прилагают серьезные усилия для сохранения памяти о Холокосте, и одновременно позволяют вести антисемитские дискуссии и допускают нападения на почве антисемитизма, беспомощно наблюдая за происходящим. Иногда они сознательно стараются преуменьшить антисемитские мотивы нападений, включая недавний теракт в Париже.

Первым идеологам сионизма казалось, что причина антисемитизма кроется в ненормальном положении еврейского народа, который живет в Европе как гость, не имея своего государства. Они считали, что антисемитизм исчезнет, когда у евреев будет своя страна. «Нет ни одного места, в котором еврей был бы дома, где он был бы своим. Во всех странах он чужак», — написал в 1882 году Йегуда-Лейб Пинскер. И действительно, после создания государства Израиль показалось, что в Европе антисемитизм сходит на нет. Одним из последствий Холокоста был стыд и делегитимация антисемитских взглядов.

Но передышка оказалась очень короткой. Сегодня антисемитизм снова стал частью повседневной жизни Европы. Носителями антисемитской идеологии стали разные элементы — в Западной Европе — это левые, в Восточной Европе — правые, однако эти взгляды разделяют широкие слои населения. Мусульманские общины в европейских странах тоже стали центром агрессивного антисемитизма. Призывы «Смерть евреям!», звучавшие на демонстрациях во Франции летом 2014 года были проведены в жизнь через несколько месяцев.

Сохранение антисемитизма в Европе и его недавнее усиление не могут не вызывать опасений, но в первую очередь беспокоиться должны европейцы. Антисемитизм — это болезнь, и евреями не ограничивается. Отношение к евреям, к их религии и к их государству служит проверкой здоровья европейского общества. Сегодня во многих европейских странах проходят впечатляющие церемонии по случаю Международного дня памяти жертв Холокоста, но антисемитизм по-прежнему широко распространен, и будет набирать силу, если не принять самые решительные меры для борьбы с этим уродливым явлением.

Боаз Коэн — глава отделения изучения Холокоста в Колледже Западной Галилеи.