Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Миссия невыполнима II: долгий путь китайского авианосца домой

После заключения сделки на покупку первого китайского авианосца перед Сюй Цзэнпином встала новая проблема: как доставить его в Китай?

© AP Photo / Xinhua, Zha ChunmingИстребитель J-15 взлетает с палубы авианосца «Ляонин»
Истребитель J-15 взлетает с палубы авианосца «Ляонин»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В 1998 году бизнесмен Сюй Цзэнпин одержал одну из самых блестящих военных побед: ему удалось убедить украинскую судоверфь продать ему незаконченный авианосец за 20 млн долларов. После финального платежа гигантский авианосец стал его собственностью. Теперь ему оставалось доставить его в Китай. Но лишь в 2002 году он прибыл в порт Далянь.

В 1998 году бизнесмен из Гонконга Сюй Цзэнпин (Xu Zengping) одержал одну из самых блестящих военных побед: ему удалось убедить украинскую судоверфь продать ему незаконченный советский авианосец за 20 миллионов долларов. Сюй, бывший член баскетбольной команды военного округа Гуанчжоу, получил распоряжение от чиновников военно-морских сил купить от имени Китая авианосец, но сделать это он должен был за счет собственных средств и без поддержки Пекина.

Сюй заключил сделку по итогам нескольких дней переговоров, во время которых алкоголь лился рекой, и к 30 апреля 1999 года, после осуществления финального платежа, гигантский авианосец стал его собственностью. Теперь ему оставалось лишь доставить его в Китай.

Долгий путь домой

Руководство украинской судоверфи ясно дало понять, что оно не станет брать на себя ответственность за доставку корабля из Черного моря в Китай. Буксировка авианосца через Атлантику и далее до нового порта базирования в городе Далянь, провинция Ляонин, стала головной болью новоиспеченного владельца.

Его команда заключила контракт с голландской компанией International Transport Contractors (ITC) на буксировку по всему маршруту, и 14 июня 1999 года, спустя четыре месяца после осуществления финального платежа, команда авианосца и буксир Sable Cape, наконец, подняли якоря. Все складывалось очень удачно, пока они не достигли пролива Босфор, морской границы между Востоком и Западом, находящейся на территории Турции.

За несколько недель до отплытия авианосца из украинского порта отношения между Китаем и США ухудшились. 7 мая 1999 ВВС США нанесли бомбовый удар по зданию китайского посольства в Белграде в ходе воздушной войны НАТО против Югославии, спровоцировав тем самым антиамериканские протесты в Китае.

В результате Турция, будучи союзником возглавляемого США блока НАТО, отказала авианосцу в проходе через пролив. Команда ждала целый месяц, но Турция была непреклонна, и авианосцу пришлось вернуться на Украину.

«Я чувствовал себя абсолютно беспомощным весь тот месяц, пока корабль стоял у входа в пролив Босфор. В какой-то момент я приготовился к худшему: мы скорее пустили бы этот гигантский корабль на дно пролива, чем позволили бы ему попасть в руки стран, враждебных Пекину, таких как, к примеру, Япония», — рассказывал Сюй.

Корабль простоял в черноморском порту еще 15 месяцев, пока ветер вновь не сменился в пользу Сюй. В Пекине после многих лет сопротивления руководство переменило отношение к проекту. После бомбового удара по китайскому посольству вопросы обороны вернулись в повестку дня, и Пекин решил, что ему необходим этот авианосец, чтобы сдерживать США.

В апреле 2000 года тогдашний председатель КНР Цзян Цзэминь (Jiang Zemin) посетил Анкару. Он пообещал призвать китайских туристов ездить в Турцию и открыть рынок Китая для турецких товаров. Это сработало, и 25 августа 2001 года Турция приняла решение разрешить проход авианосца через Средиземное море.

Авианосец вновь вышел в Черное море. 1 ноября 2001 года турецкие власти закрыли пролив для судоходства, чтобы пропустить огромный корабль и его эскорт, состоявший  из 11 буксиров и 15 спасательных судов.

Однако, шторма оборвали тросы, соединявшие авианосец с буксирами, снова поставив весь этот проект под угрозу. В какой-то момент корабль свободно дрейфовал на протяжении четырех дней в Эгейском море, недалеко от остова Скирос, пока его снова не взяли на буксир.

Оставшуюся часть года авианосец медленно шел за своими буксирами по Средиземному морю, через Гибралтарский пролив и Атлантику. Он обогнул мыс Доброй Надежды, прошел Малаккским проливом, и 3 марта 2002 года пять буксиров доставили его в порт Далянь.

Сюй признался, что в тот момент ему показалось, будто «блудный сын вернулся домой».

«Но я испытал окончательное облегчение только тогда, когда спустя 12 лет он был формально введен в строй нашего флота. Ощущение было такое, будто я увидел, как мой сын вырос и женился».

Горькая радость

Это было отрадное чувство, но радость Сюй была омрачена одним обстоятельством: ему пришлось взять на себя оплату простоев в порту и стоимости буксировки.

«20 миллионов долларов — это только аукционная цена авианосца. В действительности с 1996 по 1999 год я заплатил по этой сделке более 120 миллионов долларов. И я до сих пор не получил ни единого феня от правительства. Я просто передал корабль военно-морскому флоту».

Чтобы оплатить счета, в 1999 году Сюй был вынужден продать свой роскошный дом на горе в Гонконге и заложить недвижимость общей площадью в 280 тысяч квадратных метров на острове Пэн Чау.

По словам источника, осведомленного о подробностях сделки по авианосцу, Сюй был вынужден взять на себя все расходы, потому что многие из офицеров военно-морского флота, убедивших его решиться на эту миссию, либо умерли, либо попали в тюрьму. «Цзи Шэндэ (Ji Shengde), бывший глава военно-морской разведки, поручил Сюй заключить сделку, — сообщил источник. — Но позже Цзи был отправлен в отставку, и в 2000 году он был приговорен к смертной казни с отсрочкой за причастность к скандалу с контрабандой в провинции Фуцзянь».

По мере того как одна задержка следовала за другой, а затраты росли, Сюй был вынужден продолжить распродажу личных активов. Кроме того, ему пришлось забросить свой бизнес.

Он брал деньги в долг у своих гонконгских знакомых: один из его друзей одолжил ему 230 миллионов гонконгских долларов.

«Я потратил 18 лет на то, чтобы полностью выплатить долги с процентами, и последний платеж по долгам я сделал только в этом году. Я почувствовал огромное облегчение, поскольку моему другу уже 81 год, а я пообещал себе полностью рассчитаться с ним, пока он еще жив».

Правовое минное поле

Из-за своих долгов Сюй оказался вовлечен в несколько судебных процессов. «Мне казалось, будто до сделки у меня было в распоряжении три полноценных армейских полка, а в результате я остался лишь с одной полевой кухней», — признался он.

Как пишет автор книги «Китайский авианосец» (China's Carrier), опубликованной издательством China Development Press, Сюй в течение многих лет вел переговоры с Государственным Советом о выплате компенсации, но Пекин в итоге возместил лишь аукционную цену корабля в размере 20 миллионов долларов, настаивая на том, что прочие расходы будут оплачены только при условии, если Сюй предоставит чеки или расписки.

«Это нелепо и несправедливо. Как можно было получить от украинцев расписки за угощения, подарки и пачки долларовых купюр? И как быть с другими издержками, возникавшими в процессе сбора средств?» — сообщил осведомленный источник. К примеру, эти издержки включали 6 миллионов гонконгских долларов, уплаченных за официальный документ от правительства Макао, который при покупке корабля позволил подтвердить его легенду о будущем плавучем казино.

Один из друзей Сюй рассказал, что расходы по сделке обернулись для Сюй серьезными финансовыми проблемами. «В течение долгих лет он был вынужден зависеть от финансовой поддержки своих друзей. Он даже не мог оплатить обучение своих сыновей за границей. К счастью, оба сына получили полные стипендии от двух американских университетов благодаря своим баскетбольным талантам».

Сюй рассказал, что центральное правительство отказалось платить по счетам, потому что «в конце 90-х годов у военно-морского флота не было достаточного бюджета из-за плачевного состояния китайской экономики в то время».

«Но это же не причина. Как китайскому правительству удалось начать кампанию “двух бомб и одного спутника” в конце 1960-х годов? Это было самое тяжелое время для Китая. Тогда многие голодали», — пояснил Сюй, имея в виду национальные программы по разработке атомной и водородной бомб и запуску в космос первого беспилотного исследовательского космического аппарата.

«За последние два десятилетия Китай совершил серьезный экономический прорыв, однако правительство до сих пор неспособно использовать эту силу, чтобы поставить страну на путь устойчивого развития, сделав оборонную промышленность одним из ключевых секторов».

Но сделка по авианосцу принесла Сюй немалое удовлетворение. «Некоторые военно-морские эксперты говорили мне, что эта сделка помогла стране сэкономить по крайней мере 15 лет, которые были бы потрачены на научные разработки, — сказал он. — Я ничего не боялся и был решительно настроен выполнить свою миссию. В конце концов, это косвенно подтолкнуло центральное правительство изменить свою оборонную политику».