Через месяц после террористических нападений в Париже у нас накопилось достаточно материала, чтобы провести анализ болгарской реакции на эти события, с учетом, в том числе, их отражения на журналистику и политику.

Первоначальная реакция на трагедию, постигшую редакцию французского сатирического издания Charlie Hebdo, в Болгарии была аналогична поведению всего развитого мира: «Все мы Charlie». Журналисты, политики и активные участники социальных сетей выразили свое единодушное возмущение циничным комментарием одного журналиста в «Фейсбуке»: «Французы получили заслуженное за свою толерастию». Постепенно, однако, тон комментариев становился все меньше Charlie и число сторонников французских сатириков заметно убавилось, особенно после того, как оказалось, что газета высмеивала и персонажи, символические для христианской религии, причем заметно чаще, нежели исламских.

Общественное мнение разделилось на «либералов» и «консерваторов» по вопросу о том, следует ли и если да, то в какой мере, ограничивать свободу слова. В конечном счете, позиция, что Charlie Hebdo получил по заслугам, даже стало возобладать. СМИ все чаще предоставляли трибуну собеседникам, защищающим ультранационалистические и популистские взгляды, разжигающим страх от сирийских беженцев, и даже потенциальным сторонникам исламского фундаментализма. Пока политически ответственные политики в развитых европейских демократиях призывали приложить все усилия, чтобы пресечь формирование амальгамы между исламом и терроризмом, в Болгарии один партийный лидер открыто заявил, что партия турецкого этнического меньшинства ДПС „не менее опасна, чем братья Куаши во Франции, а все цыгане потенциальные террористы, так как всегда и легко готовы заменить свою религию».

Все-таки, за последние две недели в публичном пространстве более слышными стали голоса интеллектуалов и университетских преподавателей. Тем не менее, именно они сделали популярным «цивилизационный» вывод, что Европа стала жертвой мультикультурализма и чрезвычайного либерализма в отношении к расхождениям между культурами, и что она должна вернуться к своим христианским корням и исполнению своей цивилизационной миссии, особенно, когда сталкивается с ретроградным и опасным исламом. При этом, вокруг подобного мнения объединились представители как правого, так и левого толка мышления. В этом смысле, наверное, нам стоит задуматься над вопросом, почему, несмотря на афишированный им евроатлантизм, болгарское общество все еще так далеко от толерантности культуры развитых европейских демократий?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.