Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Не надо бояться усиления военной мощи Китая

© AP Photo / Xinhua, Yin GangТренировка полиции специального назначения в Пекине
Тренировка полиции специального назначения в Пекине
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Факты говорят сами за себя: в численном отношении Китай обладает самыми крупными вооруженными силами в мире, его военные расходы за последнюю четверть века выросли десятикратно, ежегодные темпы роста измеряются двузначными числами, а разработка современной боевой техники и вооружений указывает на серьезные амбиции. Эти события и заявления вызывают тревогу у соседей.

Казалось бы, факты говорят сами за себя: в численном отношении Китай обладает самыми крупными вооруженными силами в мире, его военные расходы за последнюю четверть века выросли десятикратно, ежегодные темпы роста измеряются двузначными числами, а разработка современной боевой техники и вооружений указывает на серьезные амбиции. Председатель Си Цзиньпин неоднократно призывал НОАК быть в готовности к достижению победы в войне, говорил о дальнейшей модернизации, о наращивании процесса боевой подготовки и повышении боеготовности. Эти события и заявления вызывают тревогу у соседей, которые укрепляют собственные вооруженные силы и альянсы, в частности, с США. Но как отмечается в докладе исследовательского центра Rand Corporation, необходимости в излишнем беспокойстве нет никакой.

Центр Rand пользуется авторитетом, да и отставные китайские генералы подтверждают его заявления. Они согласны с мнением о том, что НОАК не представляет угрозы для других стран из-за масштабной коррупции в ее рядах, из-за нехватки квалифицированных специалистов и недостаточной обученности военнослужащих. Бюджетные увеличения впечатляют, однако повышение расходов началось с очень низкого уровня, и в плане модернизации армии предстоит сделать еще очень много. С этой точки зрения, призывы к повышению боеготовности больше направлены на то, чтобы офицеры правильно расставляли приоритеты.

Отсутствие прозрачности в военном бюджете вызывает подозрения в том, что расходы на оборону в действительности гораздо выше, чем утверждается. Пекин легко мог бы положить конец таким подозрениям, изложив больше подробностей о военном бюджете. Но верно и то, что свои секреты есть у каждой армии — ведь элемент неожиданности и внезапности это важнейшая составляющая эффективной оборонной стратегии. Так или иначе, значительная часть военных ассигнований уходит на выплату денежного довольствия, а в рамках программы модернизации предстоит еще очень многое сделать, чтобы заменить устаревшие самолеты, корабли и танки. Китайский военный бюджет намного отстает от американского, и кроме того, у США самые современные в мире вооруженные силы. Вместо того, чтобы смотреть на цифры бюджета, лучше оценить расходы в процентном отношении к ВВП. По этим меркам китайские ассигнования составляют лишь 2% в сравнении с 3,8% у США, 4,1% у России и 2,5% у Индии.

Вывод Rand о том, что НОАК не настолько сильна, как ее часто изображают, является точным и верным. Армия прежде всего подчиняется коммунистической партии, и кроме защиты границ страны она мало что может сделать. Естественно, по мере роста экономической мощи Китая будут повышаться и боевые возможности его армии. Но было бы неправильно отмахиваться от заявлений о мирном развитии Китая, веря в то, что эта страна представляет угрозу региональному и глобальному миру и стабильности.