«Мы — новые евреи Европы», «мусульмане — евреи XXI века», «к мусульманам в Европе относятся, как к евреям в 30-е годы в Германии».

Правда выглядит иначе. Помимо отдельных инцидентов мы не наблюдаем массовых нападений на мусульманские кафе и магазины, не слышим бьющегося там стекла, никто не ставит на домах мусульман каких-либо знаков, а государства не вводят антимусульманских «нюрнбергских законов». Наоборот, именно евреи массово покидают Европу. Из одной Франции в 2014 году уехало семь тысяч человек, не дожидаясь приглашения от израильского премьера Биньямин Нетаньяху, который выступил с таким обращением после последнего теракта в копенгагенской синагоге. Они бегут, потому что в Европе усиливается антисемитизм, а его новым маховиком все чаще выступает мусульманская молодежь.

На самом деле, правда об антисемитских трендах прозвучала уже в отчете «Проявления антисемитизма в Европейском союзе 2002-2003 годы» Европейского центра мониторинга расизма и ксенофобии. Отчет не был опубликован, так как он свидетельствовал о том, что мусульманская молодежь в таких странах, как Франция, совершает на почве антисемитизма больше преступлений, чем крайне правые группировки, которые бывали участниками таких инцидентах раньше. Если в 1994 году французские «коричневые» были замешаны в 68% таких преступлений, то в 2002 уже лишь в 9%. Брюс Бауэр (Bruce Bawer), автор книги «Пока Европа спала: Как радикальный ислам завоевал ее изнутри», утверждает, что дело вышло наружу, когда просто произошла утечка документа. С того времени насилие со стороны мусульманской молодежи только усилилось и стало более жестоким.

Проблема затрагивает всю Западную Европу, все страны, в которых есть мусульманское меньшинство. Неслучайно последние теракты в Дании и Франции произошли в синагоге и кошерном магазине в день покупок перед шабатом. В 2012 году в Тулузе молодой человек алжирского происхождения Моххамед Мера напал на еврейскую школу, убив учителя и троих детей. В 2011 году Центр Симона Визенталя предостерегал евреев перед путешествиями на юг Швеции, приводя данные по антисемитским атакам: на насчитывающую 800 человек еврейскую общину Мальмё их пришлось... 400. Матч Швеция — Израиль в связи с массовыми протестами, связанными с темой сектора Газа, прошел без зрителей.

Насилие сопровождалось негласной поддержкой властей. Градоначальник Мальмё Ильмар Реепалу (Ilmar Reepalu) считал, что евреи сами будут нести вину за нападения, «пока не дистанцируются от Израиля, преследующего палестинцев». Дело выросло до таких размеров, что в 2012 году президент США Барак Обама отправил в Мальмё своего специального представителя, чтобы тот занялся на месте борьбой с антисемитизмом.

Это были не единственные предостережения. Дитер Грауман (Dieter Graumann), председатель Центрального совета евреев в Германии, неоднократно призывал мусульманские организации заняться проблемой антисемитизма в среде мусульманской молодежи. «Приветливых улыбок на телевидении недостаточно», — сказал он, подтвердив мнение главы Бюро защиты конституции Хайнца Фромма (Heinz Fromm), указывавшего, что у исламистов и неонацистов общий образ врага — это евреи и Израиль, «которым приписывается невероятное политическое могущество».

В 2014 году во время пропалестинской демонстрации салафитов в Берлине звучали слова «Hamas, Hamas, Juden ab ins Gas». И если немецкие СМИ резко осуждают движение ПЕГИДА, выступающее против исламизации Европы, то в данном случае шум в СМИ был несоразмерно мал по сравнению с масштабом угрозы.

Еврейские организации в Германии обычно круглосуточно охраняются, частных охранников нанимают даже детские сады. Антисемитизм мусульман не ограничивается словами или надписями на стенах. Берлинского равина Даниэля Альтера в 2012 году избили четверо подростков арабского происхождения, угрожая, что убьют его шестилетнюю дочь. Последние данные Берлинского центра социальных исследований показывают, что враждебно относится к евреям почти половина мусульман.

Ни одно предупреждение не звучало так зловеще, как слова бывшего еврокомиссара Фрица Болкестейна (Frits Bolkestein), который заявил в начале десятилетия, что не видит будущего для евреев в Голландии из-за «усиливающегося антисемитизма среди голландцев марокканского происхождения, которых становится все больше». По его мнению, действия правительства не могли гарантировать евреям безопасности. «Избегайте районов, населенных мусульманами, не демонстрируйте свою принадлежность», — о таких средствах личной безопасности рассказывал сын уважаемого в Голландии раввина Рафаэля Эверса, вскоре покинувший Голландию. На дом другого раввина, Биньямина Якобса, за последние четыре года нападали пять раз, что тоже приближает его решение о том, чтобы уехать из страны.

В Великобритании антисемитизм проник даже в светские салоны. Лорд Назир Ахмед, который, казалось бы, представляет собой пример интегрировавшегося мусульманина, стал виновником дорожно-транспортного происшествия со смертельным исходом, когда отправлял SMS-сообщения, не отрываясь от управления автомобилем. В обнародовании этой истории он обвинил «еврейские СМИ», а в своем тюремном заключении — «еврейского приятеля» Тони Блэра, который помог в карьере судьи, огласившего приговор.

В Великобритании, как и по всей Европе, растет число антисемитских атак (в 2014 году на 118%), а все новые семьи обеспеченных евреев, представляющих собой стержень общества, раздумывают об отъезде из страны. По данным исследований Pew Research Center, почти половина британских мусульман негативно относится к евреям (такая цифра почти в восемь раз превышает средний показатель в британском обществе).

Все эти тревожные события и данные заставляют задаться вопросом о причине враждебности мусульман по отношению к евреям. В попытках решить эту проблему появляется большой набор различных объяснений.

Часть исследователей, члены левых организаций и благосклонно относящиеся к мусульманам политики указывают на продолжающийся не первое десятилетие арабо-израильский конфликт. По их мнению, реакция мусульман — это проявление солидарности и месть за преследования, которым подвергаются палестинцы в секторе Газа со стороны Израиля.

Если даже принять такой взгляд, эта информация может быть полезна лишь спецслужбам, чтобы решить, когда усиливать бдительность на европейских улицах. К сожалению, она оправдывает не только мусульман, но и крайне левые организации. Этот процесс объяснил в своей книге «Во имя другого. Антисемитское лицо левых» Ален Финкелькраут (Alain Finkielkraut) — философ, в прошлом активный участник событий 1968 года. По его мнению, левые, защищая подвергающегося дискриминации «другого», часто пересекают границу обоснованной критики и сами становятся антисемитами.

Случаются парадоксальные ситуации. На контрдемонстрации против антиисламских выступлений в датском городе Орхус оцепеневшие члены левых организаций оказались рядом со своими мусульманскими товарищами, кричавшими «смерть евреям!». Польское объединение «Больше никогда», внеся в свою «Коричневую книгу» демонстрации против строительства в Варшаве мечети Братьев-мусульман, взяло тем самым под опеку строящих эту мечеть сторонников Юсуфа Аль-Кардави, для которого «Гитлер был бичом божьим против евреев».

Чуть дальше в историю уходит Пол Берман в книге «Бегство интеллектуалов». Популярность антисемитизма на Ближнем Востоке он объясняет тем, что часть мусульман, в том числе влиятельный муфтий Иерусалима Амин аль-Хусейни, сотрудничала с гитлеровской Германией, объединившись с ней против общего врага — евреев. Одновременно из-за того, что Ближний Восток не был основной ареной событий Второй мировой войны, денацификации там не было. После войны аль-Хусейни вернулся героем, его приветствовали Братья-мусульмане, антисемитские воззрения остались живыми, а «Майн кампф» продолжает фигурировать в списке бестселлеров ближневосточных государств.

Но можно углубиться еще дальше — к основам религии, в которой евреи из Медины предстают в образе людей, отказывающихся от пророчества Мухаммеда, плетущих против него козни вместе с его преследователями из Мекки, за что их ждет справедливое возмездие: изгнание и уничтожение. Сходство с тем антисемитизмом, который сохранился в христианстве, эксплуатируя тему мести евреям за распятие Христа, очевидно.

По случаю «Дня Ислама в Католической церкви» часто цитируют фрагмент суры Корана (5:82): «Ты непременно, обнаружишь, что самыми близкими по любви к тем, которые уверовали, являются те, которые сказали: "Мы — христиане!"» Однако это строка взята из фрагмента, первая часть которого вовсе не поощряет любви к евреям: «Ты непременно обнаружишь, что самыми враждебными людьми по отношению к тем, которые уверовали, являются иудеи и те, которые стали многобожниками». Организаторы мусульманско-христианского диалога опускают эту строку, и хорошо. Однако она там есть, и жива в сознании мусульманских обществ.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.