Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как реагировать на теории заговора?

© Fotolia / assistantГлаз в пирамиде
Глаз в пирамиде
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Меньшинство (евреи, иммигранты и гомосексуалисты) обвиняется в теневых махинациях с целью подчинить себе «однородное» большинство (неевреи, коренные французы, традиционные семьи). Во всех трех случаях религиозным, этническим и сексуальным меньшинствам искусственно приписывается сила и влияние, чтобы оправдать их вытеснение из общественной среды, унижение и подчинение.

После стрельбы в редакции Charlie Hebdo у нас много рассуждали о теориях заговора и их потенциальной опасности. Консенсус нашли очень быстро: их распространяют одни проходимцы, верят в них только глупцы, а для противодействия им достаточно выложить «факты» и «рассуждать здраво». Однако все это выглядит серьезным упрощением на фоне сложности конспирологических явлений и силы их воздействия.

Бороться с источником теорий заговора совершенно бессмысленно

Теории заговора сильны как никогда, потому что они рождаются из свойственных человеческой природе страхов и питаются бесконечными скачками и флуктуациями информации в цифровой среде.

В чем состоит конспирологический подход? Повествовательная линия всегда одинакова. 1) Маленькая группа людей хочет подчинить себе или уничтожить большую. 2) Какой-то человек ведет «расследование» и узнает о ее махинациях. 3) Он рассказывает массам об обнаруженной истине, чтобы уничтожить ту теневую группу, которая грозит единству и самому существованию большинства.

В первой части скрывается извечный страх отчуждения и исчезновения. Реализацию второй и третьей частей сегодня сильно упрощают интернет и соцсети: они позволяют любому человеку провести собственное расследование (зачастую на основе скриншотов видео с YouTube и отрывков из статей «Википедии») и поделиться «правдой» с большим числом людей.

Предотвратить появление новых теорий заговора невозможно, поскольку людские страхи вечны, а цифровая среда активно расширяет присутствие: каждый день в сети появляется все больше контента, а значит и «подтверждений» истинности теорий конспирологов.

Теории заговора питаются ненавистью

Если бы речь шла не о псевдоистине, о которой говорят параноидальные фанатики, теории заговора можно было бы рассматривать как нечто забавное, изобретательное и смешное. Однако конспиративизм зачастую лишь порождает ненависть. Рассмотрим три теории заговора, которые занимают самое видное место в современной Франции:

— «еврейский заговор»,
— «замещение населения»,
— «гендерный заговор».

Как видите, во всех них обозначается некий козел отпущения, и они служат для привлечения сторонников для движений идеологической ненависти, как на ультраправом, так и ультралевом фланге.

Во всех трех случаях меньшинство (евреи, иммигранты и гомосексуалисты) обвиняется в теневых махинациях с целью подчинить себе «однородное» большинство (неевреи, коренные французы, традиционные семьи). Во всех трех случаях религиозным, этническим и сексуальным меньшинствам искусственно приписывается сила и влияние, чтобы оправдать их вытеснение из общественной среды, унижение и подчинение.

Существует множество примеров тому, что теории заговора формируют благоприятные условия для призывов к ненависти: от рассуждений о «еврейском заговоре» (иногда его еще называют «сионистским») всегда недалеко до антисемитских лозунгов, а гендерные конспирологические теории неизменно соседствуют с сексизмом и гомофобией. Теория «замещения» создает особенно плодородную почву, потому что играет на руку как сторонникам «обратной миграции» (она была в центре программы поборников национального суверенитете и самосознания, а затем была взята на вооружение и Национальным фронтом), которая заключается в возвращении иммигрантов и их потомков на историческую родину, и питает расистскую и ксенофобскую риторику.

Как противостоять теориям заговора?

Теории заговора рождаются в бессознательном и механике людских порывов, а также проявляют себя на определенном пространстве. Именно там-то с ними и нужно бороться.

В интернете и социальных сетях их нужно высмеивать, пародировать и гипертрофировать. Если количество пародийных материалов сравняется с числом конспирологических, теории заговора можно будет подрубить на корню.

В школах у учеников могут возникнуть сомнения по поводу заявлений СМИ и объяснений преподавателей после трагических происшествий (теракты, нападения, природные катастрофы). Поэтому там следует вернуться к прямому человеческому общению (например, с жертвой агрессии): искренние чувства и рассказ могут стать противовесом теориям заговора. Нужно двигаться в этом направлении, а не повторять холодные и безликие факты.

Наконец, нужно определять расистские, антисемитские, гомофобские и сексистские проявления теорий заговора и бороться с ними. Призывы к ненависти и клевета наказуемы по закону, как в реальной жизни, так и в интернете. Граждане могут сообщить о них в правоохранительные органы или обратиться в ассоциации по борьбе с расизмом и дискриминацией.

К теориям заговора нужно относиться серьезно. Они представляют собой продукт цифровой среды и будут и дальше множиться год от года. И хотя мы ничего не можем поделать с их возникновением и распространением, нам вполне по силам ограничить их воздействие на умы и нейтрализовать пагубное влияние. Социологи и психологи подробнейшим образом рассматривают конспирологию еще с начала 2000-х годов. Преподавателям, политикам и активистам следует ознакомиться с их исследованиями для разработки долгосрочных стратегий борьбы с теориями заговора.