«Что вы выбираете: отказ от смартфонов или отказ от университета?». Такой вопрос новым студентам задал ректор Университета Синсю Кието Ямадзава (70) во время церемонии поступления. Эти слова вызвали огромный резонанс в сети. Что об этом думают студенты?

В ходе выступления на церемонии поступления ректор Ямадзава коснулся темы зависимости молодых людей от смартфонов. К двухтысячной аудитории, которая состояла из новых студентов, он обратился со следующими словами: «Это отрава для интеллекта, личности и креативности. Необходимо отключить смартфоны и читать книги, разговаривать с друзьями и стараться думать самому. В нашем университете мы выращиваем креативных студентов, которые размышляют о природе вещей и действуют, стараясь изо всех сил».

Ректор Ямадзава окончил аспирантуру Университета Тохоку. В 1979 году он начал преподавать на технологическом факультете университета Синсю. В 1993 году он стал профессором. В 2006 году Ямадзава стал деканом технологического факультета. Должность ректора он получил в октябре 2009 года. Он специализируется на электронике, участвовал в разработке новых технологий для сотовых телефонов.

Девятнадцатилетний студент, поступивший на технологический факультет, с пониманием относится к словам ректора: «Он выступает не против самих смартфонов. Он хотел сказать, что в их использовании необходим баланс, что не стоит забывать о том, кем на самом деле является студент».

Восемнадцатилетняя студентка педагогического факультета на следующий день после церемонии поступления из письма своего однокурсника узнала о том, что речь ректора вызвала резонанс в сети. «Я думаю, что сам ректор хорошо знает плюсы и минусы смартфонов. Но правильно ли говорить о том, что смартфоны это зло? Нашему поколению невозможно представить себе жизнь без смартфона. Если от него избавиться, то не найдешь новых друзей. Нельзя будет читать электронные книги, которые стоят недорого и не наносят вреда окружающей среде», — говорит она.

Исследование НИИ информационной политики министерства внутренних дел Японии, проведенное в 2013 году, показало, что 63% японцев от 10 до 20 лет пользуются смартфонами. В среднем в будний день смартфон используется 116,9 минут. В выходные дни — 179,2 минуты. Это сравнимо с временем, которое отводится на просмотр телевизора (в будние дни — 126,4 минуты, в выходные — 183,8 минуты). Оно намного превышает время использования компьютера (в будние дни — 19,5 минуты, в выходные — 23,6 минуты).

7 апреля я побывал в Университете Васэда, который находится в токийском районе Синдзюку. В тот день шел дождь. Было много студентов, которые в левой руке несли зонтик, а в правой смартфон. Студентка второго курса факультета международных отношений Саки Ямагути (19, Saki Yamaguchi) говорит о том, что когда им с подругой не о чем поговорить, они смотрят в смартфоны: «Если находишь интересную фотографию, то появляются новые темы для разговора. Смартфоны никак не мешают дружеским отношениям».

Некоторые университеты используют смартфоны на занятиях

Смартфоны нужны и на занятиях. Двадцатидвухлетний студент третьего курса педагогического факультета говорит следующее: «Некоторые мои однокурсники набирают доклад на смартфоне, пересылают его на компьютер, а потом распечатывают». Они набирают текст на смартфоне быстрее, чем на клавиатуре.

Студентка третьего курса факультета права другого токийского университета Руми Сато (20, Rumi Sato) записывает лекции на телефон, чтобы прослушать их позднее. Лекции, которые проводят с применением PowerPoint, она записывает на камеру. Чтобы иметь под рукой полный перечень законов, Руми скачала специальное приложение.

Университеты также используют смартфоны.

По словам аспиранта первого курса университета Васэда Ясуки Сугиэ (22, Yasuki Sugie), преподаватель японской литературы просил студентов смотреть имена писателей и произведений на их смартфонах.

Университет Рикке сделал для студентов специальное приложение. При помощи этого приложения можно узнать об изменении или отмене лекций. Там же — информация о времени занятий и расписании совещаний.

У одной из студенток третьего курса этого университета обычный телефон, поэтому она не может установить приложение. В связи с этим все эти сведения ей приходится узнавать у друзей. Она также подумывает о том, чтобы купить себе смартфон.

Отсутствие системного подхода к информатизации учебных заведений


Говорит профессор Университета Кансай Кэнсукэ Судзуки (Kensuke Suzuki), хорошо разбирающийся в интернет-культуре: «Я думаю, что нет ничего страшного в том, что ректор поставил смартфоны и образование на чаши весов. Тем не менее научные исследования показали, что зависимость от смартфонов возникает не в результате индивидуальной слабости. На это влияют человеческие отношения, в которые попадает индивидуум. Наиболее зависимы те люди, которые боятся потерять друзей. Студентам необходимо договориться о правилах использования этих гаджетов, проконсультироваться об этом со специалистами. В некоторых учебных заведениях об отмене лекций ты узнаешь именно из смартфона, они являются инструментом, без которого нельзя обойтись. С одной стороны, университеты начинают использовать электронные доски и компьютеры, а с другой — критикуют смартфоны. Отсутствует системный подход к информатизации учебных заведений».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.