Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Слова директора ФБР — это особенно чувствительный удар

Высокопоставленный американский чиновник назвал нас пособниками Гитлера

© AP Photo / Andrew HarnikДиректор ФБР Джеймс Коми
Директор ФБР Джеймс Коми
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Польша — легкая цель. Франция организовывала облавы на евреев, и французские железные дороги отвозили их в лагеря. Литовские стрелки устраивали массовые расстрелы, а в свободной Литве их никто не тронул и пальцем. Между тем директор ФБР убежден: народ, который был соучастником Холокоста — это поляки. Это еще более чувствительный удар, чем прежние.

Польша — легкая цель. Франция организовывала облавы на евреев, и французские железные дороги отвозили их в лагеря. Литовские стрелки устраивали массовые расстрелы, а в свободной Литве их никто не тронул и пальцем. Между тем директор ФБР убежден: народ, который был соучастником Холокоста — это поляки.

Это еще более чувствительный удар, чем прежние: речь уже не идет об очередном западном журналисте, который пишет о «польских лагерях смерти». На этот раз высокопоставленный государственный чиновник США сознательно заклеймил поляков и назвал их пособниками Гитлера. Американцы в целом не славятся знанием европейской истории, однако сложно сказать, что глава ФБР глупее среднестатистических американцев или знает меньше, чем они. Он может быть невеждой, и наверняка им является, раз сказал то, что сказал. Но его высказывание означает, что так могут мыслить американские элиты.

Спустя 70 лет после окончания Второй мировой войны взяла верх альтернативная версия истории. Некоторые преуспели в этом направлении, стерев темные страницы своего прошлого. Победителями в этой категории можно назвать французов. Они оказались на стороне союзников под самый конец войны: геройски обрили головы женщинам, спавшим с немцами, и быстро забыли о коллаборационистском режиме Виши. Это не значит, что они сильно стыдились своего коллаборационизма: глава французской полиции Рене Буске (René Bousquet), отвечавший за «еврейский вопрос», ходил на чай в Елисейский дворец к президенту Миттерану, который, впрочем, в годы войны входил в администрацию режима Виши.

Подавляющее большинство молодых французов (около 70%) не имеют понятия, что французская полиция в ходе масштабной облавы Vel d’Hiv арестовала больше десяти тысяч евреев, которые попали потом в лагеря смерти. Однако эти молодые французы наверняка отлично знают, что существовало так называемое Сопротивление. Это очередной PR-шедевр французов: после войны они раздули анемичное движение сопротивления до невероятных размеров. Историки понимают, что это была пропагандистская манипуляция, но большинство западных зрителей верят в то, что они увидели в фильмах о героических французах, пускавших под откос поезда. И, разумеется, не знают, что крупнейшая подпольная европейская армия существовала в Польше.

Особое место в категории тех, кто принимал участие в Холокосте, но избежал позорного столба, принадлежит нашим соседям литовцам.

Сотрудничество с Германией началось сразу же после того, как немецкие солдаты вошли на территорию Литвы. Радиостанция Каунаса передала литовский гимн, который стал сигналом к истреблению евреев. Литовцы приступили к нему безо всякого приказа, удивив этим самих немцев. Потом члены военизированной организации стрелков пошли добровольцами в подчиняющийся гестапо отряд «Ипатингас бурис». За три года литовцы убили в лесах под Вильнюсом 80 000 евреев (граждан Второй Польской республики), а заодно более полутора десятка тысяч поляков — преимущественно представителей вильнюсской интеллигенции.

Почему выражение «соучастники Холокоста» ассоциируется у главы ФБР с поляками? Когда западные журналисты пишут о «польских концлагерях», они часто оправдываются, что просто кратко выразили мысль, имея в виду, что лагеря находились на территории Польши.

Глава ФБР был точен и высказывался продуманно: он говорил не о «нацистах», а о немцах. Он сказал ровно то, что хотел сказать. И мы тоже очень четко должны ответить на эти лживые обвинения. Эту тему освещают СМИ всего мира. Это хороший момент, чтобы представить правду о нашей истории.