Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Убийство учителя в Барселоне вызвало острую дискуссию в системе школьного образования Испании

© Fotolia / Lisa F. Young Урок в школе
Урок в школе
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Смерть учителя предположительно от ножевых ранений, нанесенных ему 13-летним учеником в барселонской школе, вызвал острую дискуссию в системе школьного образования Испании. Опрошенные эксперты настаивают на необходимости более тесного контакта с семьями и направлении на работу в школы специалистов, способных выявить психологические проблемы у учащихся.

Смерть учителя предположительно от ножевых ранений, нанесенных ему 13-летним учеником в барселонской школе им. Жуана Фусте, это «абсолютно исключительный» случай, который вызвал острую дискуссию в системе школьного образования Испании. Опрошенные эксперты не требуют поставить плицейских у входа в каждое учебное заведение, чтобы проверять всех входящих. Они настаивают на необходимости более тесного контакта с семьями и направлении на работу в школы специалистов, способных выявить психологические проблемы у учащихся.

Советник по вопросам образования автономного правительства Каталонии, Ирене Ригау, публично заявила, что подросток действовал в состоянии психотического расстройства, добавив при этом, что в его личном деле не содержалось никакого упоминания о имеющихся психических проблемах. Возможно ли, чтобы никто в школе не замечал ничего странного в поведении ученика?

«Вопрос в том, разговаривал ли кто-нибудь вообще с этим ребенком», — уверена профессор психологии Росарио Ортега Руис. Специалист по подростковому насилию, она уверена, что школа обделена вниманием со стороны надзорных механизмов. «Это преступление — единичный случай, который должен не убедить нас в том, что мы имеем дело с глобальной проблемой “школьного терроризма”, а привлечь внимание к необходимости обеспечения наблюдения за психологическим развитием учащихся, привлечения в школы большего количества психологов и работников подобного профиля в помощь учителям».

«Слишком много видеоигр, в которых только и делают, что убивают, и насилия в семьях», — добавляет Мария Альберти, специалист по подросткам с эмоциональными расстройствами. «Школа в этом смысле мало чем может помочь, только давать как можно больше информации родителям и их детям, относится к ним с бОльшим вниманием и уделять больше времени психологическому воспитанию, которое поможет ребятам поставить перед собой вопросы: Что со мной присходит? Чего я боюсь?»

«Возможно, необходимо предусмотреть дополнительные средства на выявление социально-неадаптированных школьников, но это должно обсуждаться в ходе спокойного диалога», — считает Франсиско Гарсия, ответственный за образование профсоюзного объединения Рабочие комиссии (CCOO). Профсоюз работников образовании Каталонии, самый многочисленный в этой провинции Испании, разделяет мнение о том, что «лучшее решение — это лучшее воспитание», которое предполагает выделение дополнительных средств на психологическую помощь школьникам, урезанных в результате сокращения бюджета на образование.

Каталонский профсоюз учителей средней школы идет еще дальше и считает, что недавнее преступление является «наиболее трагичным проявлением процесса, который набирает силу. Огромное большинство фактов физической и вербальной агрессии учеников на учителей остаются безнаказанными или за них выносится незначительное наказание.

Только за последний год было зарегистрировано три нападения на учителей в Каталонии со стороны родителей. Две недели назад мама ученика ударила учительницу своей дочери, когда та выходила из школы в Бадалоне (Барселона). Министерство Образования не располагает данными, позволяющими измерить эволюцию насилия в средних школах Испании. Один из профсоюзов работников образования (Национальная ассоциация работников образования, ANPE) ежегодно публикует статистику сигналов, получаемых по каналу так называемого Бюро защиты прав учителей. 7% из 3345 звонков, поступивших за прошлый учебный год, были связаны со случаями агрессии в адрес учителей со стороны учащихся, и 1% — со стороны родителей.

«Мы получаем жалобы на угрозы в адрес учителей, на агрессию со стороны родителей, на ложные обвинения и клевету», — рассказывает Инмакулада Росалес (ANPE). Многие профсоюзы работников образования с 2009 года требуют обеспечить правовую защиту учителей. Недавно в новом Уголовном Кодексе работники образования были приравнены к сотрудникам органов государственной власти, за нападение на которых грозит до четырех лет тюрьмы.

Министерство Образования, совместно с Министерством Внутренних Дел в 2000 году запустило проект, предусматривающий появление в школе фигуры «классного полицейского», который обеспечивал бы безопасность процесса обучения. Речь идет о сотруднике МВД, который находится в контакте со всеми представителями школьного коллектива. Его приглашают, если становится известно об угрозах, драках, нападениях, случаях проблемного поведения или употребления наркотиков. Спецагенты держат под наблюдением агрессивных учеников и выступают посредниками между родителями и учителями, если отношения между ними выходят за рамки допустимого.

Громкие случаи нападения на учителей

• В 2007 году в городе Малага, на юге страны, учитель средней школы был избит старшим братом одного из учеников. По этому случаю было возбуждено уголовное дело за нападение на государственного служащего.

• В 2007 году учитель школы в городе Аликанте подвергся нападению со стороны ученика, находящегося на психиатрическом лечении. 13-летний школьник нанес ему удары руками и ногами.

• В Аликанте в 2006 году 15-летний подросток избил своего бывшего учителя, в то время как его знакомая снимала сцену избиения на мобильный телефон. Запись продавали на входе в школу по 100 евро.

• В 2010 году несколько учеников организовали нападение на учителя в Кантабрии и жестоко избили его. Пострадавшему пришлось наложить восемь швов на ухо.