Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Скрытая война Франции с Ватиканом

Франсуа Олланд вновь подтвердил намерение назначить Лорана Стефанини послом Франции в Ватикане вопреки мнению Святого престола. Разозленный упрямством президента понтифик может решить отказаться от поездки во Францию. Отношения правительства и церкви зашли в тупик.

© AP Photo / Gregorio BorgiaПапа Франциск перед своей первой мессой в Ватикане, март 2013 года
Папа Франциск перед своей первой мессой в Ватикане, март 2013 года
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Франсуа Олланд подтвердил намерение назначить Лорана Стефанини послом Франции в Ватикане вопреки мнению Святого престола. Папа оказался в тупиковом положении, потому что вопрос привлекает внимание СМИ. Причем дело выходит за границы одной лишь Франции, так как пресса утверждает, что Ватикану не по душе гомосексуализм Лорана Стефанини и его поддержка однополых браков.

Atlantico: Франсуа Олланд вновь подтвердил намерение назначить Лорана Стефанини (Laurent Stefanini) послом Франции в Ватикане вопреки мнению Святого престола. Как реагирует Папа на такое упрямство?

Кристоф Дикес:
Папа оказался в тупиковом положении, потому что вопрос привлекает к себе все большее внимание СМИ, без которого прекрасно обошелся бы Святой престол. Причем, дело выходит за границы одной лишь Франции, так как пресса утверждает, что Ватикану не по душе гомосексуализм Лорана Стефанини и его поддержка однополых браков.

Тем не менее, как всем прекрасно известно, на синоде по вопросам семьи в октябре прошлого года Папа говорил о необходимости принять гомосексуалистов в религиозные общины. Этот вопрос будет вновь обсуждаться в октябре.

У его есть два варианта. Либо он соглашается на Лорана Стефанини к огромному недовольству ряда церквей (Африка, США...), которое непременно отразится на атмосфере будущего синода. Либо он отказывается от французского представительства при Святом престоле вплоть до окончания президентства Олланда, о чем уже говорилось по Europe 1.

— С чем связана недавняя встреча Лорана Стефанини и Папы Франциска?

— Папа Франциск как мастер связей с общественностью и высококультурный человек встретился с ним, чтобы попытаться повлиять на него. Они даже вместе молились... Но результатов это не дало. Нужно сказать, что Ватикан слишком долго тянул с этим вопросом. Сейчас уже конец апреля, а о назначении Стефанини стало известно еще в начале января. Чтобы избежать ненужного внимания СМИ, реагировать нужно было быстро, чего Святой престол не сделал. Пока Папа не объявил об официальном отказе. Но и не согласился на назначение... Пока в этом вопросе царит неопределенность, что только обостряет кризис.

— Встреча в Ватикане Папы Франциска с Франсуа Олландом оказалась предельно прохладной. Каковы вообще отношения Олланда с католицизмом?


— Вспомните, как Папа Франциск отреагировал на прибытие президента Франции в Апостольский дворец в январе 2014 года. Понтифик не собирался позволить тому использовать себя и со всей категоричностью дал это понять...

Что касается Франсуа Олланда, он, по всей видимости, никогда не уделял католицизму особого внимания. Не важно, что тому причиной, идеологические причины или безразличие. Как бы то ни было, на пресс-конференции за несколько дней до визита в Ватикан он поставил на один уровень богохульство и расизм, чем вызвал недовольство левого крыла своей партии и феминисток. Однако после трагических событий в Charlie Hebdo об этих словах быстро забыли.

Приходит на ум и заявление Елисейского дворца по поводу египетских коптов, в котором не упоминается, что боевики ИГ зарезали их только из-за из веры... После новостей об убийстве эфиопов на этой неделе властям пришлось скорректировать позицию. Тем более, что нам стало известно об угрозе для церквей на территории Франции.

— Одержимость исполнительной власти Стефанини может привести к тому, что Франция останется без представителя при Святом престоле. Чем конкретно это может быть чревато?


— Это упрямство характеризуется фразой, которая, если ее и в самом деле произнесли, может повлечь за собой серьезные последствия в дипломатическом плане.

Так, если Франсуа Олланд действительно сказал, что это вопрос ценностей или принципов, он не оставил себе пути к отступлению. То есть, речь идет о войне принципов... В любом случае, Франция не сделала для себя нужных выводов после прецедента 2007 года, когда Ватикан отклонил кандидатуру Жана-Лу Кюн-Дельфоржа (Jean-Loup Kuhn-Delforge) из-за того, что тот жил гражданским браком... Таким образом, нынешнее назначение определенно выглядит как провокация, особенно с учетом того, что решение принял президент. Главный вопрос звучит следующим образом: действительно ли Франция заинтересована в том, чтобы остаться без представителя при Святом престоле на ближайшие два года? Разумеется, нет. Меня не на шутку раздражают рассуждения о том, что это «прекрасно подойдет Франсуа Олланду», как недавно заявили по Europe 1.

— Но почему?

— Такое упрямство — политическая ошибка сразу по двум причинам. Прежде всего, в переговорах между США и Кубой Святой престол показал всему миру, что является уважаемым и эффективным игроком на международной арене. Его публично поблагодарила сильнейшая мировая держава. Поэтому если у Франции нет посла при Святом престоле, она лишается важной карты в дипломатической игре и важного источника сведений. Франции нужно дипломатическое содействие Ватикана по множеству вопросов, от экологии до конфликтов по всему миру. Последний посол Брюно Жубер (Bruno Joubert) может послужить тому показательным примером: если в Ватикане ценят посла, тот может получить ценные сведения дипломатического и гуманитарного плана. Как известно, дипломатические службы Святого престола относятся к числу наиболее информированных. Лишаться такого источника нельзя. Наконец, это упрямство Франсуа Олланда — серьезная политическая ошибка, потому что Франции, как и многим западным державам, сегодня приходится иметь дело с войной на Ближнем Востоке и исламистской угрозой. Сейчас время не для разногласий, а объединения духовных и политических сил против варварства исламистов.

Кристоф Дикес, историк и журналист, эксперт по католицизму.