Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Донбасс — тяжелая ноша для российской экономики

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Прошел год после того, как на Донбассе появились силы, которые называют себя Донецкой и Луганской республиками. Несомненно, их существование зависит от российской помощи. Тем не менее, Россия не только не хочет включать их в свой состав, но и не планирует признавать их суверенитет. Очевидно, что она пытается избежать расходов на содержание республик.

Прошел год после того, как на Донбассе появились силы, которые называют себя Донецкой и Луганской республиками. В апреле 2014 года эти силы, которых президент Путин называет гражданами, восставшими против фашистской власти, а украинская сторона российскими шпионами и жертвами пропаганды, захватили правоохранительные организации и правительственные учреждения, заявив о создании независимых от Украины республик.

В связи с этим украинские власти начали контртеррористическую операцию. В ходе войны стороны два раза заключали соглашение о перемирии. Конфликт привел к более миллиону беженцев и более шести тысячам жертв. Обе республики существуют и по сей день, занимая одну треть территории Донбасса. Численность населения республик составляет три миллиона человек.

Несомненно, их существование зависит от российской помощи. Тем не менее, Россия не только не хочет включать их в свой состав, но и не планирует признавать их суверенитет. Очевидно, что она пытается избежать расходов на содержание республик.

Донбасс не готов к независимости

В прежние времена на Донбасс приходилась одна шестая ВВП Украины. Регион экспортировал одну треть от общего объема страны. Донбасс тянул за собой украинскую экономику. При этом добытые богатства уходили в Киев и на западную Украину, что стало причиной распространения антикиевских настроений.

Но, на самом деле, это не так.

Угольные шахты Донбасса безнадежно устарели. Они лишились международной конкурентоспособности, влача жалкое существование на государственные субсидии. Половину стоимости донбасского угля, который был в два раза дороже российского, покрывало правительство. Уголь был востребован только на внутреннем рынке.

Государственные вливания в угольную промышленность оправдывались «повышением самоэффективности энергетики», также на это влияло мощное угольное лобби в центральной власти. Экономика Донбасса держалась за счет субсидий и экспорта металлургической промышленности, которая пользовалась дешевым газом.

Власть Виктора Януковича существовала благодаря донбасской угольной промышленности и металлургии. Нынешняя власть проводит структурные реформы под руководством МВФ. Донбасс, который в этих условиях лишился субсидий, теряет свою производственную мощность. 

 

Еще один нюанс состоит в большом количестве пенсионеров и других нуждающихся в социальной поддержке. До конфликта процент пожилых жителей Донбасса превышал общий показатель по всей стране. В особенности это касалось Донецкой области, где проживало наибольшее количество пенсионеров.

При этом пенсия там была самая высокая.

С обострением военного конфликта обеспеченные люди и молодежь сразу же покинули Донбасс. В результате этого вырос процент людей, нуждающихся в социальной поддержке.

В настоящее время в обеих республиках проживают около 1,2 миллиона пенсионеров. Правительство республик испытывает серьезные затруднения в обеспечении источников социальных выплат из-за проблем с промышленностью и сложностями со сбором налогов.

В особенности 1 декабря прошлого года правительство Украины исключило из бюджета захваченные регионы. Перестали выделяться деньги на выплату зарплат государственным служащим и социальные нужды. Из-за этого недостаток наличных денег стал ощущаться в обеих республиках еще более остро.

В апреле ЛНР начала выплачивать пенсии, однако в ДНР пенсии выплачиваются лишь частично. Существуют задержки в выплате зарплат чиновникам.

Национальной валюты не хватает, поэтому выплаты производятся в различных валютах. Кроме того, руководство республик даже требует от правительства Украины предоставление пенсий и других социальных выплат, что не соответствует статусу независимой страны.

Украинские власти выплачивают полные пенсии пенсионерам, которые зарегистрировались на подконтрольных Украине территориях. Число таких пенсионеров достигает 900 тысяч человек.

Лидер ДНР Александр Захарченко продолжает настаивать на том, что он освободит Донецкую область от фашисткой власти, однако он хорошо понимает, что даже если ему будет хватать военного потенциала, население республики, вряд ли, увеличиться.

Российские власти пассивно относятся к присоединению и признанию суверенитета

Что будет, если российское правительство присоединит регионы, где много пенсионеров и нет производства? Это легко понять на примере Крыма, который вошел в состав России в марте 2014 года. Население Крыма составляет 2,3 миллиона человек. По информации «Независимой газеты», только в 2014 году российские власти передали Крыму 125 миллиардов рублей. Предполагается, что в этом году в бюджет Крыма уйдет еще 100 миллиардов рублей. Доля расходов федерального правительства составит 80%. Расходы на строительство Керченского моста составляют отдельную статью бюджета.

В результате того, что пенсии и зарплаты госслужащих в Крыму выросли в два раза, сравнявшись с российским уровнем, 42% крымского бюджета уходит на эти социальные выплаты.

Население донбасских республик превышает население Крыма. Если учесть расходы на восстановление разрушенной инфраструктуры, то присоединение Донбасса станет для России непомерной ношей, не говоря уже о ситуации, при которой будут введены дополнительные экономические санкции.

При этом все говорит о том, что российские власти не планируют признать суверенитет республик. В феврале Киев прекратил поставки газа на Донбасс по причине выхода из эксплуатации трубопровода в результате боевых действий.

Российские власти стали поставлять газ на Донбасс по прямому трубопроводу, исходя из морально-этических принципов.

Тем не менее, Россия применила действующий контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом» и стала высчитывать его стоимость из Украины, заявив, что Донбасс является украинским потребителем.

В Приднестровье Россия действовала по абсолютно такому же сценарию.

Если бы Кремль признал суверенитет республик, то он не смог бы придерживаться принципа «Донбасс=Украина, значит, Украина платит за газ».

В настоящее время газ экспортируется на Украину по предоплате. РФ поставляет столько газа, сколько за него заплатила украинская сторона.

Поскольку «Нафтогаз» выступает против того, чтобы «Газпром» в одностороннем порядке экспортировал газ на Донбасс и вычитал нужную сумму из депозита, выплаты не производятся.

Если бы Россия признала суверенитет ЛНР и ДНР, то она не стала бы поставлять газ в республики, которые не могут платить по счетам. Ежегодное потребление газа в республиках составляет 2,5 миллиарда кубометров. Поскольку в настоящее время тысяча кубометров газа стоит 250 долларов, то расходы ЛНР и ДНР составили бы 600 миллионов долларов.

Это большая цифра не только для Украины, которая стоит на пороге дефолта, но и для России. В случае признания суверенитета пришлось бы учитывать влияние западных санкций. Кроме того, пришлось бы отказаться от введения различных ограничений в отношении киевских властей.

Цель России — добиться того, чтобы республики паразитировали на украинской экономике

Исходя из вышесказанного, предпосылкой для подписания 12 февраля 2015 года минского соглашения стало включение ЛНР и ДНР в бюджет Украины.

Например, в восьмом пункте сказано следующее: «Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины)».

Действительно, в ходе переговоров президент Путин настаивал не на независимости, а на федерализации.

В этом случае расходы ложатся на плечи Украины. Российские власти ведут себя как представители республиканских властей, однако хотят, чтобы об экономике Донбасса заботился Киев.

Сможет ли Россия и дальше проводить подобную политику в отношении Донбасса?

Экономическая ситуация в республиках продолжает ухудшаться. В частности, ООН и НКО сообщают о крайне бедственном положении пенсионеров.

Российские и республиканские власти требуют от Киева выполнения минских соглашений, внесения поправок в конституцию, децентрализации власти и возобновления экономических отношений с Донбассом. Однако Украина практически не реагирует на это. Более того, украинское правительство постепенно сворачивает экономическую помощь неподконтрольным ополченцам регионам, поскольку испытывает затруднения со сбором налогов.

Россия не смогла добиться своих целей, которые состояли в том, чтобы включить Донбасс в украинский бюджет. Это неосуществимо еще и из-за того, что Украина близка к дефолту.

У России есть рычаги, при помощи которых она может склонить Киев к компромиссу: военная угроза, долг Украины, который достиг трех миллиардов долларов, требование выплаты неустойки по газовому контракту. Тем не менее, в настоящее время Украина физически не может выполнить требования России.

Пустой мешок стоять не будет. В нынешних экономических условиях Донбасс не может держаться за счет украинской экономики. России необходимо приготовиться к тому, чтобы самой стать опорой для Донбасса в краткосрочной и долгосрочной перспективе.