Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Игра престолов»: уроки лидерства для офисных сотрудников

© Фото : HBO, 2011Кадр из сериала «Игра престолов»
Кадр из сериала «Игра престолов»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хотя в «Игре престолов» есть своя доля драконов, битв на мечах и колдовства, именно политическое маневрирование и динамика смены власти во многом скрепляют между собой эпизоды телевизионного сериала канала HBO и цикл романов Джорджа Мартина «Песнь Льда и Огня». Какие уроки можно извлечь из представленных в фильме стилей руководства применительно к корпоративной среде?

Хотя в «Игре престолов» есть своя доля драконов, битв на мечах и колдовства, именно политическое маневрирование и динамика смены власти во многом скрепляют между собой эпизоды телевизионного сериала канала HBO и цикл романов Джорджа Мартина «Песнь Льда и Огня», на основе которых он был снят.

Начиная с вынужденного прихода к власти Джона Сноу, ставшего лордом-командующим Ночного Дозора, и заканчивая придворными интригами Мизинца, каждый из персонажей олицетворяет различные подходы к лидерству, добиваясь его с разной степенью успеха.

Speakeasy побеседовал с тремя экспертами в области управления и бизнеса (все они знакомы с экранизацией) чтобы понять, какие уроки можно извлечь из представленных в фильме стилей руководства применительно к корпоративной среде. Это Эйми Коэн (Aimee Cohen), автор и докладчик, консультант в области карьеры с более чем 20-летним стажем; Уэверли Дойч (Waverly Deutsch), ассистент-преподаватель основ предпринимательства в Booth School of Business Чикагского университета; и Эрих Диердорф (Erich Dierdorff), профессор менеджмента в бизнес-колледже Университета Де Поля.

«По сути лидерство означает способность оказывать влияние на других, чтобы вести их к какой-то цели или заставить что-либо сделать», — объясняет Диердорф. В этом смысле почти все главные герои в «Престолах» являются носителями некоторой формы лидерства, за исключением Джейме Ланнистера, продолжает он.

«Джейме не желает быть лидером, он стремится внести свой личный вклад», — говорит Дойч. Это идет в разрез с планами его отца Тайвина в отношении преемственности дома Ланнистеров. «Планирование преемственности в бизнесе — дело очень непростое, — добавляет она. — Мы с вами живем в то время, когда во главе корпораций находятся бэби-бумеры, чья пенсия уже не за горами, а в спину им дышат представители поколения Х и поколения Y». Поколение X пережило периоды спада — лопнувший интернет-пузырь в 2000 году и крах 2008 года — когда многим компаниям пришлось отказаться от таких вещей, как квалифицированная подготовка руководящих кадров.

«Они не прошли должного обучения, у них не было соответствующих наставников, которыми за одно поколение до них располагали бумеры, — говорит Дойч. — А бумерам остается только со стороны наблюдать за ними и за их „Мы не занимаемся планированием преемственности“, что в общем и делает Тайвин».

Один из самых главных уроков, который можно извлечь из мира «Престолов», по мнению Дойч, состоит в том, что информация здесь ценится больше, чем золото. От «маленьких пташек» Вариса до понимания одичалых, к которому стремится Джон Сноу, информация помогает людям выжить. «Информация и информационная асимметрия создают огромную динамику в бизнесе, рычагами которого люди управляют», — говорит она.

А тех, кто надеется остаться вне офисных интриг, как Нед Старк или молодая Санса, Коэн предупреждает: «Если вы не играете в офисные игры, кто-то обращает их против вас».

Так, по мнению Коэн, Маргери Тирелл — не более чем пешка в своей семье, хотя играет эту роль хорошо и с готовностью. «Некоторые решения принимаются в отношении других людей, совета которых даже не спрашивают, — поясняет Коэн. — В этом случае вы являетесь добровольным участником, максимально использующим данную возможность и принимающим этот вызов, или нет?»

Рассмотрим некоторые из возникших по ходу дискуссии тем, среди которых женщины, работающие в преимущественно мужской среде, восприятие изменений, а также важность, которую обретает привлекательность и способность внушить доверие.

Аутсайдеры и подлинное лидерство

Кадр из сериала «Игра престолов»


Одной из черт, свойственных многим наиболее популярным персонажам Мартина, является статус изгоя, будь то незаконнорожденный, карлик или девчонка с мальчишескими ухватками. Тирион и Джон Сноу подружились в самом начала сериала, когда вместе держали путь к Стене, понимая, что их связывает схожая участь. Джону, хотя он и вырос в лоне дома Старков, постоянно напоминают, что он в Винтерфелле — незаконнорожденный и человек второго сорта.

Тириону, который рос в величественных пределах Утеса Кастерли, достаются лишь презрение и насмешки сестры и отца. «Никогда не забывай, кто ты есть, — советует он Джону. — Остальной мир этого не забудет. Носи это знание, как доспехи, и тогда никто не сможет воспользоваться им, чтобы ранить тебя».

Этот опыт определяет их поведение. «Джону Сноу сознание собственной обособленности привило чувство справедливости и желание действовать, — говорит Диердорф. А у Тириона оно развивает чувство сострадания. — То есть в нем живет доброта, и рождается она из его собственного опыта и понимания того, что значит быть изгоем».

Диердорф описывает это как подлинное лидерство — опыт того, кто из продавца магазина смог подняться до генерального директора. Такого лидера люди способны поддерживать, поскольку верят, что найдут в нем понимание.

Однако Тирион, несмотря на свою компетенцию, не может быть воспринят всерьез, потому что он не такой, как другие. «Один из вопросов, которые возникают в бизнесе, звучит следующим образом: является ли непохожесть тем, что не позволяет взять на себя руководящую роль, или же она должна быть чем-то, на что мы в действительности смотрим по-иному, поскольку она может сделать из человека лучшего или отличного от остальных лидера?» — спрашивает Дойч.

Она приводит в качестве примера генерального директора Apple Тима Кука, который осенью прошлого года признался, что «гордится тем, что гей». «Оказывает ли этот случай непохожести влияние на его лидерство в Apple?» — спрашивает Дойч.

Интересный вопрос в рабочем контексте, равно как и аргумент в пользу разнообразия. Но кто-то, подобный Тириону, в офисном пространстве скорее всего встретит сопротивление попыткам что-либо изменить, хотя это и зависит от того, где он работает. «Может, его место в одном из мировых „Гуглов“, где поощряются инновации и так называемое нестандартное мышление?» — предполагает Диердорф.

Эффективные лидеры должны располагать к себе


Пока что в мире «Игры престолов» положительные персонажи погибают, тогда как наиболее безжалостные оказываются у власти — будь то Тайвин, Станнис, Серсея или Мизинец. Даже если кто-то, подобный Джоффри, правит недолго, люди тем не менее следуют его повелениям. Он воплощает в себе так называемую «темную триаду» личности, объединяющую черты нарциссиста, макиавеллиста и психопата.

Образ Джоффри в этом мире фантазий преувеличен, и Диердорф видит разрыв между тем, что изображается в поп-культуре, и реальностью руководства. «Мы часто говорим: «Вы не можете быть доброжелательными, вам предстоит принимать жесткие решения», — говорит он. Лидеры принимают жесткие решения, но это не означает, что им не следует проявлять терпимость.

Такие методы управления, как запугивание и шантаж могут принести некоторые результаты, но никак не в долгосрочной перспективе. Они создают атмосферу недоверия и поощряют сотрудников на поиски путей для мести или ухода с работы. Кроме того, система условного вознаграждения и наказания, утверждает Диердорф, означает, что вы получите простое выполнение требующегося, а не отдачу в работе. Люди будут исполнять свои основные обязанности, но и шагу лишнего не сделают.

Кадр из сериала «Игра престолов»


Коэн считает, что для истинного лидера крайне важен фактор привлекательности. «В противном случае это не лидер, это диктатор», — утверждает она. Такие, как Дайенерис, например, заботятся о том, что думают о ней ее подданные.

«У нее много замыслов и чаяний, и она хочет, чтобы люди следовали за ней и оказывали ей поддержку, — говорит Коэн. — Она хочет быть любимой королевой и воцариться на Железном Троне».

Важность адаптивности


Из-за перегруппировок союзов и изменений в борьбе за власть, способность адаптироваться к новым ситуациям в «Престолах» является жизненно необходимой. Арья, которая не обладает реальной властью, способна приспосабливаться и выживать, будь то случай с Псом или ее жизнь в Черно-белом доме в Браавосе.

Диердорф приводит «большую пятерку» свойств личности: это открытость к новому опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм. Некоторые из этих черт хорошо работают на лидерство, говорит он, в том числе экстраверсия и открытость опыту, которая связана со способностью к адаптации.

Джон Сноу как раз служит примером проявления этих двух черт, будь то его жизнь и обучение у одичалых или руководство Ночным Дозором. Он предан идее и убеждает других на своем примере. «Такого рода качества чрезвычайно важны на работе, — говорит Диердорф. — Мы знаем, что роль моделирования имеет огромное влияние. Хорошие лидеры и люди, достигающие руководящих должностей, это те, кто способен меняться и проявлять гибкость».

«Мы считаем, что гендиректора и управляющие делают все правильно, когда понимают, что речь идет не только об акционерах, но о заинтересованных сторонах в целом, — добавляет он. — Если вы задумываетесь об устойчивости бизнеса, то необходимо принимать во внимание ваших сотрудников, их семьи, рабочую атмосферу — так называемую концепцию тройного критерия».

Между тем, из «большой пятерки» невротизм играет негативную роль, когда речь заходит о руководстве. Серсея невротична и относится к каждому с подозрением — это качество может оказаться пагубным для рабочей обстановки. «Такие лидеры никому не доверяют, — объясняет Диердорф. — Они не предоставляют своим непосредственным подчиненным автономию, которая напрямую связана с отношением к выполнению работы [и] удовлетворенностью ею».

Подобное качество также может иметь эффект просачивания. «Если мой руководитель мне не доверяет, если он невротичен и подозрителен, тогда я задумываюсь: а как мне самому действовать в отношении своих подчиненных?» — говорит Диердорф.

Женщины-лидеры


В то время как Мартина часто хвалят за созданные им мощные женские персонажи, многие из них, учитывая феодальный ландшафт, в котором разворачивается сюжет, оказываются ограничены своим полом. «Героиням даны большие и яркие роли, но в выполнении своих задач они руководствуются самыми что ни на есть стереотипными женскими установками», — отмечает Дойч.

Кадр из сериала «Игра престолов»


Серсея, например, действует в основном через влиятельных мужчин, которыми она управляет или которых пытается взять под контроль, начиная с мужа, сыновей, брата-близнеца и отца. «Когда же она попадает в передрягу, то обычно недоумевает, что ей делать дальше, — говорит Дойч. — Когда Серсея находится под защитой мужчины, она, как правило, точно знает, куда его направить и как им распорядиться». Маргери — это еще один сильный женский персонаж, который способен влиять на людей из-за кулис.

«Если вы думаете, что один из главных пунктов Шерил Сэндберг в книге „Не бойся действовать: женщины, работа и воля к лидерству“ („Lean In: Women, Work and the Will to Lead“) это подход в стиле „Слушай, мы должны играть определенную роль в этом мире, но будем делать это по-своему“, — продолжает Дойч, — то женщины Мартина, безусловно, так и поступают».

Дайенерис, стремящаяся руководить самостоятельно, а не через мужчин, по-прежнему использует для своего влияния красоту и обольщение. «Как женщине быть генеральным директором, не пытаясь в точности копировать мужской аналог и принципиально утверждая собственный женский взгляд на вещи, но делая это таким образом, чтобы мужчины относились к ней с уважением и могли без стеснения с ней работать?» — спрашивает Дойч.

«Мы говорим лишь о 5% женщин в списке руководителей самых крупных компаний США по версии журнала „Fortune“ (Fortune 1000), — говорит она. — То есть мы говорим об очень небольшом числе женщин, которые работают в том по-прежнему преимущественно мужском мире. Я думаю, что время, в котором мы живем, если уж обобщать, не слишком отличается от времени, отображаемого в мире „Престолов“, где женщины приходят к власти, но все еще руководят главным образом в окружении мужчин и где им в основном приходится работать с и через мужчин».

Нахождение баланса между настойчивостью и агрессивностью — тип поведения, который зачастую поощряется, когда свойственен мужчине — это трудная задача, особенно для женщин в преимущественно мужской рабочей среде. Коэн рассматривает президентскую кампанию Хиллари Клинтон как наиболее яркий пример. «Она постоянно пытается нащупать эту границу между своей женской сущностью и женственностью, с одной стороны, и властностью, упорством и серьезностью своих намерений — с другой», — говорит она.

Женщинам у власти иногда приходится принимать на себя удары со стороны других женщин — то, что происходит в «Танце с драконами», когда Серсея отмечает, что «женщины всегда проявляют наибольшую жестокость, когда дело касается других женщин». Даже Хиллари Клинтон в этом месяце довелось испытать это на себе, когда одна женщина-генеральный директор из Техаса написала, что «женщина не должна быть президентом».

В мире «Престолов» есть два женских персонажа, чье существование выходит за рамки наиболее традиционных женских атрибутов. Это Арья, больше половины фильма маскирующаяся под мальчика, и Бриенна, женщина-рыцарь. «И обе они представляют собой что-то вроде фриков, верно? — говорит Дойч. — Это не похожие на других парии, предпочитающие идти своим путем».

По мнению Дойч, которая читала все книги серии, Дайенерис обладает ключами к успеху. «Сможет ли она стать сильным лидером, который необходим, чтобы вернуться к Семи Королевствам и помочь объединить их, прежде чем наступит зима? — говорит она. — То, что Мартин сделает с Дайенерис, действительно скажет о многом, поскольку она наиболее влиятельная и независимая из женщин».