Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Банковский кризис угрожает Молдавии

© AP Photo / Vadim GhirdaМост через реку Прут – граница между Румынией и Молдавией
Мост через реку Прут – граница между Румынией и Молдавией
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Понятно, что в последние месяцы кризис на Украине и возобновление холодной войны с Россией привлекли внимание западных наблюдателей к событиям на территории бывшего Советского Союза. И намного меньше — к финансовому кризису, который угрожает стабильности Молдавии, стране, где проживает более трех миллионов человек.

Понятно, что в последние месяцы кризис на Украине и возобновление холодной войны с Россией привлекли внимание западных наблюдателей к событиям на территории бывшего Советского Союза. И намного меньше — к финансовому кризису, который угрожает стабильности Молдавии, стране, где проживает более трех миллионов человек. Молдавия является членом НАТО и ЕС, большинство ее жителей говорят по-румынски, а сама страна деликатно расположилась между Украиной и Румынией.

Кризис Молдовы заключается в злоупотреблениях властью со стороны политиков нескольких партий — в том числе тех, кто работает в текущем про-ЕС правительстве — с целью выкачивания средств из ряда молдавских банков, в частности, из крупнейшего в стране БЕМ.

В конце прошлого года в Молдавии разразился скандал после ряда заявлений некоторых политиков, о том, что из трех банков страны, в том числе БЕМ, был выведен 1 млрд долларов. Напрямую указывали пальцем на частных инвесторов банков, главных виновных в хищениях. После этих заявлений население ударилось в панику, начав массово забирать вложения из этих банков. Скандал достиг своего пика в феврале, когда молдавская валюта обрушилась по отношению к евро и доллару почти на 40%.

Власти неохотно начали расследование. К нему была привлечена даже американская компания Кролл, которой НацБанк Молдавии заплатил 360 тысяч долларов. Правда, результатами экспертизы Кролл в Молдавии остались недовольны. Местные аналитики считают, что отчет Кролла не пролил света на ситуацию с пропажей денег и представляет собой дайджест местных газетных историй, а глава Национального центра по борьбе с коррупцией, который расследует это дело, вообще назвал отчёт Кролл «беллетристикой».

Только на днях выяснилось, что 1 млрд долларов, которым так долго манипулировали политики, миф. Как заявил глава НацБанка Молдавии 8 мая, речь идёт о сумме в 450 млн долларов. Как бы то ни было, величина разграбления БЕМ ошеломляет, ведь это составляет около 8% от ВВП страны. (Для грубого эквивалента, в масштабе США это означало бы один триллион долларов). В этой ситуации поражает бесстыдство маневров молдавских политиков в заметывании следов и попытках обвинить частных инвесторов в потери средств. Начиная с 2013 года, когда инсайдерам стало известно, что БЕМ близится к краху, по рекомендации парламентской комиссии (контролируемой теми же политическими интересами, которые грабили банк в первую очередь!) молдавское правительство продало часть акции БЕМ частным инвесторам, скрыв долговые обязательства банка. Там не было никаких независимых аудиторских проверок, просто отчет Минфина который сообщил об исправном состоянии банка, на который и основывались частные инвесторы при покупке акций госбанка.

В ноябре 2014 года, за несколько дней до выборов, правительство рейдерски вернуло БЕМ под контроль государства. Теперь же, спустя несколько месяцев громкого скандала, правда начинает выходить наружу. Целый ряд высокопоставленных чиновников, вызванных с докладами в Парламент, были вынуждены признать, что ограбление БЕМ длилось годами, еще до прихода туда частных инвесторов. Глава НацБанка Молдавии, заявил в отчёте: «Ещё с 2007 года БЕМ несет убытки на сотни миллионов леев. Откуда эти убытки? Из безвозвратных кредитов, которые выдавались и до 2009, и вплоть до 2013 года» (год когда акции БЕМ были проданы частным инвесторам). В свою очередь, генеральный прокурор страны, на тех же слушаниях заявил: «Кражи в БЕМ начались не в 2014 и даже не в 2013. Они происходили задолго до этого, а в 2009 значительно возросли». Другими словами, БЕМ был опустошен ещё задолго до разразившегося скандала.

Реальность такова, что потери БЕМ являются результатом последовательного разграбления в течение 20 лет или больше. Абсурдность претензий молдавского правительства, мягко говоря, удивляют. Этот эпизод демонстрирует провал того, что многие считали главной причиной вступления в ЕС. В самом деле, не так давно считалось, что Молдавия намного опережает другие страны, например, Украину и Грузию именно в области верховенства закона и нормативной (в том числе финансовой) реформы в соответствии с европейскими стандартами. Это заявление сейчас в руинах, а в описании одного польского аналитика теперь представляет своего рода «Евро-имитацию».

В то время как тысячи молдован вышли на улицы с протестами и требованиями разделаться с ворами и вернуть украденные миллионы, сказать, что путаница вокруг БЕМ не сулит ничего хорошего для перспектив интеграции Молдовы европейских — это не сказать ничего. Это также не предполагает благоприятного климата для инвестиций и экономического роста в стране, где правит банда, которая осуществляет неограниченное влияние на судебную систему, правоохранительные и следственные органы. Какой нормальный инвестор придет в страну, где сначала на продажу предлагают неликвидные активы, которые прикрыты «официальными» и ложно сертифицированными документами, а потом эти активы отбирают и обвиняют покупателей в неликвидности?