Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Религия и государство: отберите у церкви привилегии!

Центральный совет мусульман претендует на политическое представительство в Берлине. Это, среди прочего, означало бы для него доступ к налоговым средствам. Однако вместо того, чтобы предоставлять религиозным организациям все новые и новые привилегии, правительству имело бы смысл провести ревизию собственных отношений с ними.

© AP Photo / John MacDougall, poolПредседатель объединения «Центральный совет мусульман Германии» Айман Мазиек и канцлер ФРГ Ангела Меркель
Председатель объединения «Центральный совет мусульман Германии» Айман Мазиек и канцлер ФРГ Ангела Меркель
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Айман Мазиек надеется на кусок пирога: председатель объединения под названием «Центральный совет мусульман Германии» хочет постоянного политического представительства в Берлине по примеру христианской церкви. Действительно, у евангелической церкви в столице есть свой полномочный представитель, а интересы католической представляет Германская конференция епископов.

Айман Мазиек (Aiman Mazyek) надеется на кусок пирога. Конечно, это его полное право. Председатель объединения под названием «Центральный совет мусульман Германии» надеется на постоянное политическое представительство в Берлине по примеру христианской церкви. Действительно, у евангелической церкви в столице есть свой полномочный представитель, а интересы католической представляет Германская конференция епископов.

Мазиек, глядя на это, также мечтает о представительстве, которое финансируется из налоговых поступлений. Таким образом, речь идет о деньгах и влиянии. Вполне логично.

Однако в этой связи есть два вопроса и одна принципиальная проблема. Первый вопрос: кого именно представляет Мазиек со своим объединением, насчитывающим от 15 до 20 тысяч членов (то есть меньше 0,5% проживающих в Германии мусульман)? Второй вопрос: какова прикладная польза таких скорее консервативных объединений для успешной интеграции?

Ведь государственные политические круги, соглашаясь на привилегированное сотрудничество с подобными объединениями (в первую очередь, в рамках Исламской конференции), дают им повод считать, что они являются посредниками между государством и гражданами. За этим скрывается стереотипное мнение, что люди, имеющие мусульманские корни, являются не столько гражданами, сколько просто представителями определенного религиозного течения, лояльность которых к Германии, соответственно, определяется, в первую очередь, религиозными аспектами, а не наличием у них немецкого паспорта.

Кроме того, требования Мазиека указывают на наличие структурных проблем. Причем речь идет не о проблемах мусульманских объединений. Они-то как раз гораздо смелее и увереннее, чем раньше, заявляют о своих претензиях и требуют равноправия с представителями других конфессий. Потому что именно равноправие и ничто другое является их настоящей целью.

Нет, проблема заключается во все более тесном переплетении государства и религии, ставшем в этой стране поистине беспрецедентным. То, что исламские объединения претендуют на такие же привилегии, какие имеют христианские организации, является логическим следствием политических уступок в адрес христианских организаций.

В своих претензиях Мазиек следует логике, типичной для этой страны на протяжении уже нескольких десятилетий: церковь и религиозные объединения стараются сблизиться с государством в расчете на его финансовую поддержку.

Однако не пора ли отказаться от этой логики? Вместо того чтобы постоянно идти на уступки религиозным организациям в общественном и политическом пространстве, не лучше ли вспомнить положение, согласно которому, церковь и государство отделены друг от друга?

Вообще-то, все довольно просто — надо лишь не полениться и заглянуть в Конституцию. Она вовсе не предусматривает наличия некой государственной церкви. Фактически, однако, у нас их целых две. Не в последнюю очередь, это проявляется в их особенном положении в таких аспектах как трудовое право, налогообложение, а также в их отношениях с различными органами государственной власти.

Еще статья 138 Веймарской конституции от 11 августа 1919 года предусматривала отмену государственной поддержки в адрес церкви. Соответствующая статья была включена и в нынешний Основной закон. Одной из задач, поставленных перед ним, была (и остается) отмена договоров между государством и церковью. В реальности ситуация, однако, иная. Церковь по-прежнему имеет право самостоятельно взимать все более и более высокие налоги и лишь потом передавать из государству, и вообще, в основе ее отношений с государством лежат события 200-летней давности. При этом нет никакой необходимости в том, чтобы продолжать государственное финансирование церквей или иных религиозных объединений в том объеме, в каком это происходит сейчас.

Если всерьез следовать Конституции, то нужно ограничить политическое влияние религиозных организаций. А религия пусть знает свое место — в собственных четырех стенах. Ну, или где-нибудь еще.

Глядя на то, как Мазиек, указывая на привилегии, которые имеет христианская церковь, требует равноправия для всех, нужно признать, что у государства нет веских аргументов, чтобы противостоять ему. Мазиек настаивает на полном равноправии. Собственно, пусть он его получит, но на другом — существенно более низком уровне. Пусть религиозные организации будут равноправными, но нужно ограничить нынешние права христианских объединений. Пусть будут отменены их привилегии на государственном уровне, пусть епископы и имамы не будут иметь возможности влиять на жизнь общества — по крайней мере, на институциональном уровне. Однако для выполнения этой задачи нам нужно уверенное в себе государство, которое сможет жестко противостоять запросам религиозных объединений.

Но пока ситуация не меняется, ему будет трудно запрещать мусульманским организациям то, что имеют организации христианские. Не в последнюю очередь, это касается споров о праве мусульманских женщин находиться на территории государственных учреждений в хиджабе или споров о составе управляющих органов телерадиокомпаний.

Таким образом, вместо того чтобы продолжать раздел бюджетного «пирога», нужно его заморозить и даже отобрать у тех или иных счастливцев уже выданные им куски. Это в полной мере отвечало бы букве закона. Наше государство является светским и свободным.