Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Курс на новую холодную войну

© AP Photo / Alik KepliczЖители города Белосток в Польше приветствуют конвой американских военных "Dragoon Ride"
Жители города Белосток в Польше приветствуют конвой американских военных Dragoon Ride
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Совет Безопасности ООН парализован державами с правом вето. ОБСЕ сейчас представляет собой бледную тень самой себя в прошлом. Помимо этого, заморожена деятельность Совета Россия-НАТО, а Россия исключена из «Большой восьмерки». В результате диалог заморожен тогда, когда он нужен больше всего. Сейчас самое время всем сторонам сделать несколько шагов назад.

Отношения между Россией и Западом не были хуже со времён «похолодания» в начале восьмидесятых. Захват Крыма и вмешательство России в ситуацию на востоке Украины дали импульс развитию кризиса. Президент Владимир Путин впоследствии сделал ряд провокационных заявлений. Однако в обострении кризиса участвуют две стороны. Западные страны и НАТО тоже сделали всё для усугубления ситуации. Мы сами видим воинственность только у противоположной стороны, а себя представляем исключительно в качестве доброго белого рыцаря.

Едва ли можно найти хоть одно выступление генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, в котором не указывалось бы на то, что страны-члены альянса должны повысить расходы на оборону. Тем не менее, страны НАТО в настоящее время и так тратят на оборону уже в 12 раз больше, чем Россия — по данным Института исследования проблем мира СИПРИ в Стокгольме, почти 8 триллионов норвежских крон против российского оборонного бюджета в 675 миллиардов крон. Одни только США покрывают 70% военного бюджета НАТО. Однако расходы на оборону Великобритании, Франции и Германии в совокупности более чем вдвое превосходят российские. Это больше, чем необходимо для обеспечения достойной обороноспособности.

Нынешней весной мы наблюдали странную попытку норвежского высшего офицерского состава «занизить» обороноспособность своей страны. Норвегия была представлена почти беззащитной. Важнейшая задача обороны — выглядеть внушительно, поэтому подобные заявления безответственны и неприемлемы. Норвегия в настоящее время тратит ежегодно 44 миллиардов крон на оборону. На что-то же идут эти средства? Я вижу здесь только два варианта. Либо руководители, отвечающие за оборону в Норвегии — как гражданские, так и военные, абсолютно некомпетентны в их распределении, либо это исключительно тактический ход с целью взвинтить расходы на оборону. Если сомневаешься, старое правило гласит: всё дело в деньгах. Ясно, кто получит прибыль от нового масштабного перевооружения. Военная промышленность может потирать руки.

Для поддержания мира и стабильности необходимо понимать, о чём думает и что чувствует оппонент. Понимать — не обязательно разделять его точку зрения. С нашей стороны НАТО видится миротворческим объединительным союзом. Для России НАТО — агрессивный оппонент, продвигающийся всё ближе к её границам. Когда произошло расширение НАТО на Восток после распада СССР, обеспокоенность России удалось снять «Основополагающим актом Россия-НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности» 1997 года, согласно которому НАТО обязалась не размещать постоянный контингент на территории новых стран-членов альянса на Востоке. Размещение тяжёлого вооружения, в том числе 250 БМП «Брэдли» и неоднократные масштабные учения на Востоке нарушают положения акта. Подобные действия вызовут ответные меры со стороны России. Когда снова начинается гонка вооружений, дискуссии о том, кто начал первый, уже мало чем помогают.

Вместе с тем наибольшие опасения вызывает рассмотрение США возможности размещения наземных ядерных крылатых ракет в Европе. Подобное оружие является крайне дестабилизирующим ввиду очень малого времени для срабатывания систем оповещения. Опасность ядерной войны в результате ложной тревоги резко возрастёт. В восьмидесятые развернулось противостояние вокруг ситуации с размещением ракет средней дальности в Европе. В результате был заключён Договор о РСМД 1987 года, в соответствии с которым стороны договорились ликвидировать соответствующий тип ракет и не размещать их в дальнейшем. Намерение США всё же разместить их теперь в Европе аргументируется тем, что испытания Россией оружия подобного типа уже нарушили договор. Впрочем, такое предположение основано на сомнительных данных американской разведки. Согласно журналу Der Spiegel, группа НАТО по ядерному планированию в ходе своей последней встречи на министерском уровне пришла к выводу о том, что запланированная Россией модернизация ракетного вооружения не нарушает договор о РСМД.

По обычным вооружённым силам Россия мало что может противопоставить НАТО. По данным СИПРИ, численность вооружённых сил НАТО — 3370 тысяч человек, России же — 766 тысяч человек. Кроме того, НАТО обладает значительно более передовым вооружением. И только в области ядерного оружия наблюдается примерный паритет. Именно поэтому Президент Владимир Путин уделяет такое внимание модернизации российского ядерного потенциала. Но тут начинается новая опасная гонка вооружений. После окончания «холодной войны» был заключён ряд договоров о разоружении. Впоследствии некоторые были нарушены или ослаблены наряду с институтами, целью которых является не допустить развитие ситуации в неуправляемый конфликт.

Совет Безопасности ООН парализован державами с правом вето. ОБСЕ сейчас представляет собой бледную тень самой себя в прошлом. Помимо этого заморожена деятельность Совета Россия-НАТО, а Россия исключена из «Большой восьмерки». В результате диалог заморожен тогда, когда он нужен больше всего. Создаётся впечатление, будто бы Совет Россия-НАТО является наградой за хорошее поведение, а не крайне востребованной в кризисной ситуации площадкой. Это не означает, что Россия не должна отвечать за свои действия на Украине. Санкции действуют. Но их следует выбирать с осторожностью, чтобы не делать поиск решения только сложнее.

На страницах Der Spiegel опубликованы слова Михаила Горбачёва, действительно заслужившего свою Нобелевскую премию мира: «Москва больше не доверяет Западу, а Запад не верит Москве. Если кто-то в этой напряженной атмосфере не совладает с нервами, то ближайшие годы мы можем и не пережить». Сейчас самое время всем сторонам сделать несколько шагов назад.