Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Комментарий: «Православные чекисты» уходят из политики?

Предстоящая отставка Владимира Якунина с поста главы РЖД может стать символическим началом смены поколений в российской власти, пишет в специальном комментарии для DW российский журналист Константин Эггерт.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Станет ли Владимир Якунин сенатором от Калининградской области? Если да, то не начало ли это нового этапа карьеры приближенного к Путину функционера? Или речь идет о фактической отправке на пенсию? Ведь Совет Федерации — это место предпенсионной ссылки. Самое простое объяснение кажется самым правильным: одна из заметнейших фигур путинской эпохи покидает авансцену.

Станет ли Владимир Якунин сенатором от Калининградской области? Если да, то не начало ли это нового, политического этапа карьеры одного из наиболее приближенных к Владимиру Путину функционеров? Или же речь идет о фактической отправке на пенсию? Ведь Совет Федерации — это, в рамках нынешней системы, зачастую — место предпенсионной ссылки. Лично мне кажется, что пока самое простое объяснение — самое правильное: одна из заметнейших фигур путинской эпохи покидает авансцену.

Лояльность больше не гарантия безнаказанности

О причинах можно только догадываться. Скорее всего, их несколько. Скандалы, связанные с обвинениями главы РЖД в коррупции, сегодня воспринимаются в Кремле намного более болезненно, чем еще пару лет назад. На фоне санкций и противостояния с Западом прежний принцип управления «безнаказанность в обмен на лояльность» все чаще действует избирательно.

Напомню, что с объявлением об уходе Якунина совпала публикация данных Счетной палаты. Аудиторы утверждают, что государственные компании неэффективно расходовали 600 миллиардов рублей. Из них 190 миллиардов приходится на РЖД. В условиях, когда денег в бюджете все меньше, такая «неэффективность» (также вызывающая подозрения в наличии коррупционных схем) вызывает в президентской администрации раздражение. Недаром на пост главного железнодорожника молва прочит Германа Грефа — одного из немногих по-настоящему эффективных менеджеров высшего звена в России.

Наконец, уход Владимира Якунина, попавшего в прошлом году в санкционные списки США и Австралии, может способствовать снижению деловых рисков для компании. Такое соображение тоже могло присутствовать в расчетах Кремля.

Самое советское поколение

Отставка главы РЖД интересна еще и вот чем. Родившийся в 1948 году, Якунин, в сущности, представитель того же поколения, что и президент Путин, появившийся на свет четырьмя годами позже, в 1952 году. Если посмотреть на биографии российского дипломатического корпуса, то большинство действующих послов также родились в самом конце 1940-х и первой половине 1950-х годов. Аналогичная картина наблюдается во многих сферах политики и экономики: поколение Путина сегодня находится на ключевых должностях.

Для себя я его определяю как «самое советское поколение». Оно выросло уже после Сталина, вступило во взрослую жизнь в конформистское время Брежнева, когда коммунистический режим перешел в относительно «вегетарианскую» стадию в сравнении с эпохой ГУЛАГа. Для этих людей крах СССР был одновременно личной катастрофой, прервавшей карьерный рост и уничтожившей привычный мир. Они, конечно, не скучают по партсобраниям и продуктовому дефициту. Но значительная часть представителей этого поколения не понимает и не принимает демократию, свободу мнений, зато высоко ценит иерархическую организацию общества и идейное единообразие.

Феномен так называемых «православных чекистов» совершенно закономерен. Иерархичное устройство церковной жизни и идеалы державности органично заменили для этих людей партийный контроль и «пролетарский интернационализм». Тем более что уже в 1970-е и 1980-е годы многие представители КГБ считали, что коммунистическая идея фактически мертва и русский национализм может и должен стать ее органической заменой.

Так вот, «самое советское поколение» постепенно начинает покидать политику и экономику. Тем более что предельный возраст нахождения на госслужбе — 70 лет. Вопрос ближайшего будущего России: кто придет им на смену? Поколение родившихся в 1960-е годы представлено во власти несколько хуже — несмотря на такие заметные исключения, как Дмитрий Медведев, Игорь Шувалов и Вячеслав Володин. Многие из тех, кому в момент развала Советского Союза было 20-30 лет, не стали связывать себя с госслужбой, предпочтя частное предпринимательство или свободные профессии.

Во власть идет поколение 1970-х

Зато те, кто родился в 1970-е, в начале XXI века, когда в стране началось возвращение государства во все сферы жизни, успел адаптироваться к новым реалиям. Если нынешний политический режим в России сохранится сколь-либо продолжительный период времени (это возможный, хотя вовсе не единственный вариант развития событий), то именно родившиеся в 1970-е годы составят основу государственной бюрократии, спецслужб, менеджмента госкорпораций среднего, да и высшего уровня.

Это люди с другим, чем у поколения Путина-Якунина, жизненным опытом. Прагматизм, граничащий с цинизмом, и неверие в демократические институты этой генерации госслужащих тоже присущи. Но прагматизм, пожалуй, перевешивает. Кроме того, у них нет тоски по «единой государственной идеологии», столь характерной для первого послевоенного поколения.

Я не социолог, но мне кажется, что смена поколений в российском правящем классе началась. И Владимир Якунин может быть, еще поблагодарит судьбу, что покинул свой пост сейчас, а не позднее, когда «самое советское поколение» начнут теснить те, кто моложе.

 

Константин Эггерт — российский журналист, обозреватель радиостанции «Коммерсант FM». Автор еженедельной колонки на DW.