Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему США считают, что они должны сдерживать Россию

© AP Photo / Byron RollinsДжорджа Кеннана назначают послом США в Советском Союзе
Джорджа Кеннана назначают послом США в Советском Союзе
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В начале холодной войны, в 1946 году, американский дипломат Джордж Кеннан отправил из посольства США в Москве документ, в котором он предложил использовать политику сдерживания в отношениях с СССР. С тех пор как Кеннан изложил принципы политики сдерживания, прошло почти 70 лет. Однако США и Россия снова находятся в состоянии острой дипломатической конфронтации.

В начале холодной войны, в 1946 году, американский дипломат Джордж Кеннан (George F. Kennan) отправил из посольства США в Москве документ, позже названный «длинной телеграммой», в котором он предложил использовать политику сдерживания в отношениях с СССР. Суть этой политики была изложена в анонимной статье, опубликованной в 1947 году в журнале Foreign Affairs. Сдерживание являлось основной стратегией США в отношениях с Советским Союзом вплоть до его распада в 1991 году. В основе политики сдерживания лежала предпосылка о необходимости блокировать и противодействовать Советскому Союзу и его коммунистическим союзникам «тогда и там, где возникает риск приобретения ими влияния».

С тех пор как Кеннан изложил принципы политики сдерживания почти 70 лет назад, многое изменилось. Советского Союза больше нет, глобальное соперничество между капиталистической и коммунистической сверхдержавами завершилось, а Россия отказалась от коммунистической идеологии. Однако изменилось далеко не все. США и Россия снова находятся в состоянии острой дипломатической конфронтации в вопросе границ европейских государств и других вопросах глобальной политики. Эти страны снова возглавляют соперничающие военные блоки, которые в настоящий момент наращивают активность, проводя военные учения и усиливая свои армии. Многие аналитики регулярно задаются вопросом: новая холодная война уже началась?

США никогда по-настоящему не прекращали вести политику сдерживания. Вашингтон ненадолго отложил ее в сторону в 1990-е и в начале 2000-х годов, когда Россия была слишком слабой, и когда не было никакой необходимости ее активно сдерживать. Однако геополитический императив, который лежал в основе политики сдерживания — необходимость предотвратить подъем региональных гегемонов, потенциально способных бросить вызов США — никогда не исчезал, о чем свидетельствует расширение НАТО и Евросоюза. Теперь, когда за последнее десятилетие Россия вновь обрела статус региональной державы, Вашингтон, по всей видимости, все же решил смахнуть пыль, накопившуюся на «длинной телеграмме». При ближайшем рассмотрении текущего кризиса на Украине и того влияния, которое он оказал на соседние с Россией страны, становится ясно, что основные аспекты политики сдерживания Кеннана до сих пор не утратили своей актуальности.

Стратегия сдерживания в Европе


Рассматривая ту стратегию сдерживания, которой США сегодня придерживаются по отношению к России, стоит начать с Украины. Революция в феврале 2014 года, в результате которой тогдашний президент Украины Виктор Янукович лишился своего поста, а на его место пришло прозападное правительство, началась с беспокойства о том, что Россия приобретала слишком большое влияние в этой стране. Это беспокойство возникло не только в отдельных сегментах украинского общества, но и у западных государств, в том числе у США.

В ноябре 2013 года решение Януковича в последний момент отказаться от подписания договора об ассоциации с Евросоюзом и еще больше сблизиться с Россией спровоцировало массовые демонстрации в Киеве, которые три месяца спустя переросли в яростный бунт против правительства Януковича. Хотя в протестах Евромайдана принимали участие в основном рядовые члены украинского общества, поддержка и влияние США стали довольно заметной силой, повлиявшей на вектор развития событий. Американские чиновники, в том числе помощник госсекретаря Виктория Нуланд (Victoria Nuland), даже приехали в Киев, чтобы поддержать протестующих и их лидеров, а американские неправительственные организации оказывали активную помощь демонстрантам — точно так же, как они делали во время оранжевой революции 10 годами ранее.

Россия не скрывала своего недовольства поведением США и Европы в период Евромайдана, называя эту революцию незаконным государственным переворотом, за которым стоит Запад. На этот переворот она ответила аннексией Крыма и поддержкой сепаратистского восстания на востоке Украины, подчеркнув, что это восстание ничем не отличается от массовых протестов в Киеве. Эти действия России заставили США перейти к более жестким методам сдерживания и ввести ряд санкций против нее. Позже, когда Москва ясно дала понять, что она не собирается отступать ни в Крыму, ни на востоке Украины, США одобрили новый раунд санкций против России и увеличили объемы экономической помощи украинскому правительству и военной помощи его службам безопасности. Таким образом, то, что начиналось как политическое сдерживание России на Украине, принявшее форму поддержки смены пророссийского правительства на прозападное, теперь стало включать в себя экономические и военные компоненты сдерживания.

Разумеется, следуя принципам сдерживания (то есть действуя «тогда и там», где то или иное государство может приобрести чрезмерное влияние), США применяли эту стратегию и за пределами Украины. В Центральной и Восточной Европе США настояли на необходимости увеличения численности войск НАТО и частоты проведения ими военных учений в Польше, Румынии и странах Балтии, чтобы удержать Россию от дальнейших военных действий в европейских пограничных зонах. Более того, Пентагон даже увеличил численность своих «полупостоянных» войск в Эстонии, Латвии и Литве. Эти государства испытывают особенную тревогу в связи с агрессией России из-за своего размера, близости к России и многочисленного русскоязычного сообщества, проживающего на их территориях.

В двух соседних с Украиной государствах, в Молдове и Белоруссии, США ведут более завуалированную политику сдерживания. В Молдове Вашингтон поддерживает стремление ее правительства к интеграции с Западом. Кишинев, как и Киев, пытается укрепить политические и экономические связи с Евросоюзом. Однако в политической системе Молдовы значительным влиянием обладают как прозападные, так и пророссийские партии, и это всерьез затрудняет работу с Кишиневом. Тем не менее, США увеличили объемы сотрудничества с Молдовой посредством совместных военных учений, а также уровень поддержки хрупкого проевропейского правительства в попытке помешать России занять господствующие позиции в этой стране.

В Белоруссии на пути к реализации политики сдерживания США сталкиваются с несколько большим числом трудностей, поскольку в экономическом и военном отношении Минск гораздо теснее связан с Россией, будучи членом Евразийского экономического союза и Организации договора о коллективной безопасности. Однако США все же пытаются наладить с Белоруссией экономические отношения. Помимо этого, Вашингтон поддерживает прозападные оппозиционные группы в этой стране, оказывая, таким образом, давление на президента Александра Лукашенко. Лукашенко, несомненно, боится, что его может постигнуть та уже участь, что и Януковича, поэтому Минск взял на себя роль посредника в переговорах по украинскому кризису. Лукашенко хочет показать, что его правительство может быть скорее полезным мостиком между Россией и Западом, чем исключительно верным союзником Москвы.

Стратегия сдерживания в других бывших советских республиках

США ведут свою политику сдерживания не только на западных границах России в Европе, но и на юге и востоке, на Кавказе и в Средней Азии. Грузия является ключевым компонентом американской стратегии в этом регионе, поскольку по сравнению с Украиной и Молдовой она гораздо активнее добивалась интеграции с Западом. Грузия сделала вступление в Евросоюз и НАТО приоритетом своей внешней политики, и, хотя до полного членства в этих блоках ей еще далеко, Тбилиси подписал соглашение об ассоциации с Евросоюзом, а к началу сентября в Грузии откроется центр военной подготовки НАТО. США старались помогать Грузии со времен русско-грузинской войны 2008 года, которая — благодаря быстрой победе России и отсутствию реакции со стороны НАТО — во многих отношениях стала определяющим моментом в процессе возрождения России.

Еще одним элементом американской стратегии сдерживания России стал Азербайджан, что во многом объясняется его огромными запасами энергоресурсов и стратегическим местоположением, поскольку через него проходит «Южный коридор». Американские энергетические компании стали ключевым звеном в запуске проектов по строительству трубопроводов Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзурум, по которым азербайджанская нефть будет поставляться на запад, а Европа в настоящее время снова ведет переговоры с Азербайджаном, рассматривая его как альтернативного поставщика энергоресурсов для таких проектов, как Транскаспийский газопровод. Налаживание отношений с Арменией, на территории которой располагается российская военная база и которая недавно вступила в Евразийский экономический союз, представляет собой достаточно серьезную проблему для США. Однако Вашингтону удалось поспособствовать некоторому прогрессу в переговорах между Арменией и Азербайджаном по вопросу о Нагорном Карабахе. Азербайджан в последнее время стал более активно оспаривать то, как Армения и Россия ведут себя в вопросе решения этого конфликта, а Вашингтон стал принимать более активное дипломатическое участие в процессе переговоров.

В Средней Азии реализация стратегии сдерживания заключает в себе больше сложностей, потому что в этом регионе нет откровенно прозападных государств, а на территории некоторых стран в настоящий момент находятся российские военные. Однако США регулярно проводят совместные учения, направленные на борьбу с распространением наркотиков и терроризмом, в таких странах, как Киргизия и Таджикистан, сохраняя таким образом свое присутствие в этом регионе. США также пытаются убедить традиционно изоляционистский Туркменистан принять участие в реализации Транскаспийского проекта, который существенно поможет Европе снизить ее зависимость от российских энергоресурсов. Казахстан и Узбекистан также рассматриваются в качестве потенциальных участников в подобных энергетических проектах.

Будущее стратегии сдерживания


Хотя американская стратегия сдерживания в значительной степени варьируется в зависимости от страны и субрегиона бывшего Советского Союза, основной принцип остается неизменным: США стремятся ограничить политическое, экономическое и военное влияние России в соседних с ней странах. Как показало временное затишье после окончания холодной войны, интенсивность политики сдерживания также зависит от того, насколько активно и агрессивно Россия ведет себя в тот или иной момент. В настоящее время США очень активно реализуют свою стратегию сдерживания.

Необходимо рассмотреть текущую конфронтацию между Россией и Западом вокруг Украины и других бывших республик Советского Союза. В настоящий момент мы не наблюдаем никаких признаков деэскалации этой конфронтации. На самом деле ряд признаков даже указывает на то, что Россия рассматривает возможность в ближайшем будущем обострить конфликт на Украине или, возможно, в других районах. Если Россия пойдет на эскалацию, США смогут выбирать из множества экономических и военных вариантов, которые включает в себя стратегия сдерживания.

Одним из таких вариантов является увеличение объемов помощи самому уязвимому театру российско-американского противостояния, а именно Украине. США публично заявляли о том, что они рассматривают возможность предоставления смертельного оружия украинским службам безопасности, однако пока они этого не сделали. Эта угроза сама по себе является частью политики сдерживания и одним из основных факторов, удерживающих Россию от открытого военного вторжения на Украину. Однако эскалация со стороны России может превратить эту угрозу в реальность.

Другим вариантом является увеличение масштабов и интенсивности военных учений в таких странах, как государства Балтии или Грузия. Более активная экономическая и политическая поддержка таких энергетических проектов «Южного коридора», как Транскаспийский газопровод, также может служить потенциальной угрозой для экономических и политических позиций России. США уже использовали санкции для того, чтобы сдержать Россию в ее ближнем зарубежье, и у них в запасе есть еще масса возможностей нанести серьезный вред уже ослабленной российской экономике.

Разумеется, США больше не стремятся остановить распространение коммунизма или помешать расширению влияния России в мировом масштабе. Однако тот геополитический императив, который лег в основу американской политики сдерживания — необходимость ограничить возможности России по распространению ее влияния за пределами ее границ — до сих пор актуален и останется таковым еще очень много лет.