Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Когда Гитлер сказал «нет» независимости Каталонии

© AP PhotoАдольф Гитлер принимает парад войск в Берлине, 1934 год
Адольф Гитлер принимает парад войск в Берлине, 1934 год
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
До начала Гражданской войны в Испании группа безрассудных каталонских националистов предложила гитлеровской Германии военные базы в будущем Каталонском государстве в обмен на подготовку летчиков и подрывников. Рассматривало ли всерьез высшее руководство Третьего Рейха вопрос о предоставлении независимости Каталонии?

«Каталония и братские земли должны иметь общее имя. Я предлагаю назвать их Каталонской империей» (Россел-и-Вилар).

До начала Гражданской войны в Испании группа безрассудных каталонских националистов предложила гитлеровской Германии военные базы в будущем Каталонском государстве в обмен на подготовку летчиков и подрывников. Рассматривало ли всерьез высшее руководство Третьего Рейха вопрос о предоставлении независимости Каталонии? Использовали нацисты в своих целях надежды каталонских националистов?

Согласно статье, опубликованной 15 июня 1983 года в Diari de Barcelona, главари гитлеровской Германии, намереваясь подчинить себе всю Европу, планировали создание «независимой» Каталонии. Как пишет каталонская газета, эти планы, о которых знали спецслужбы союзников, разрабатывались в Геополитическом институте Германии.

Зачем Гитлеру была нужна независимая Каталония? Для создания постоянного очага нестабильности, чтобы заручиться верностью и безоговорочной поддержкой Франко? Чтобы надавить на французов? Укрепить военные позиции немцев в Средиземноморье? Давайте рассмотрим все по порядку.

Часть радикально-националистической каталонской группировки Nosaltres Sols!, предупреждавшая в 30-х годах об опасности испанского переселения в Каталонию из-за опасности распространения испанского безделья и проафриканских настроений, в 1932 году принимала одного из руководителей Третьего Рейха Карла Церффа (Karl Cerff), совершавшего пропагандистскую поездку по Каталонии. Во время интервью, которое Церфф дал 26 сентября газете La Nació Catalana, издававшейся Националистической партией Каталонии, Церфф заявил следующее по вопросу независимости Каталонии:

«Мы знаем, что каталонцы — совершенно отличный от испанцев народ. (...) Каталонцы трудолюбивы, ценят личную свободу, склонны к идеализму и даже рискну сказать, любят приключения. (...) Мы понимаем порабощенные народы, испытывающие националистические чувства и стремящиеся сбросить свои оковы».

На выборах 1933 года немецкие избиратели в Барселоне (около десяти тысяч, самое крупное немецкая община в Испании) отдали свои голоса за партию, возглавляемую Адольфом Гитлером.

Годом спустя, контакты между вождями Третьего Рейха, руководителями Nosasltres Sols! и Националистической партией Каталонии продолжились. Некоторые из наиболее радикальных сторонников независимости Каталонии утверждали, что победа фашизма в мировом масштабе неизбежна, и что необходимо искать потенциальных иностранных союзников, чтобы обрести свободу. В 1934 году La Nació Catalana утверждала, что панкаталонизм должен вдохновляться идеями пангерманизма Третьего Рейха, выступая за создания Окситанийской конфедерации. Как считали эти гиганты мысли, Каталония была бы заинтересована в войне между Францией и Германией, поскольку в таком случае Испания и Италия вступили бы в союзнические отношения с Францией. И все ради воплощения мечты о «свободной Каталонии».

Нацисты, только что пришедшие к власти в Германии, пытались всячески угодить каталонским националистам... и десяткам других сепаратистских группировок Европы, находившихся за Пиринеями. Принцип «разделяй и властвуй» вполне вписывался в стратегические планы гитлеровской Германии и исправно действовал до тех пор, пока ей это было нужно. По всей видимости, Каталония была тем автономным районом Испании, где действовала наиболее хорошо организованная и разветвленная немецкая разведывательная сеть, в которую входило около пятисот внедренных агентов.

В июле 1935 года один из руководителей Nosaltres Sols! посетил Германию, чтобы вручить министру пропаганды Йозефу Геббельсу меморандум, который устанавливал целый ряд льгот, которые могли бы способствовать эффективному сотрудничеству между Германией и каталонскими сепаратистами. Но министр воздержался от ответа.

Сторонники независимости не упали духом. В 1936 году, сразу после выборов, когда внутренняя обстановка в Испании подошла к точке закипания, они представили в немецкое консульство в Барселоне расширенный проект меморандума. Немецкий консул отнесся к документу всерьез и направило его в Министерство иностранных дел в Берлин. Каталонцы предлагали «разбудить национальное самосознание французских каталонцев (создавая тем самым еще одну проблему французам, естественным врагам Гитлера), стратегические данные, военно-воздушные и военно-морские базы, а также тыловое обеспечение в случае войны в Европе.

«Мы также готовы рассмотреть вопросы создания ополчения, обучения группы каталонцев и басков управлению самолетами и основам подрывного дела».

Как пишет Хосе М. Нуньес Сейшас (Xosé M. Núñez Seixas) в своей книге «Периферийный национализм и фашизм. По поводу каталонского меморандума, направленного нацистской Германии (1936)» (Nacionalismos Periféricos y Fascismo. Acerca de un Memorandum Catalanista a la Alemania Nazi (1936), один из доводов, приводившихся в документе с целью придания законности плану выхода Каталонии из состава Испании, заключался в следующем: «Согласно одному из положений Утрехтского договора, австрийцы и немцы, англичане и голландцы взяли на себя обязательство обеспечить независимость Каталонии ввиду ее верности Габсбургской династии».

Весь энтузиазм борцов за независимость, которые уже грезили тем, как они будут подавать немецким туристам квашеную капусту со шпикачками за хорошее вознаграждение, улетучился, когда после начала Гражданской войны в Испании правительства Италии и Германии приняли решение открыто выступить на стороне Франко.

Тевтонцы не были уверены в преданности каталонцев Третьему Рейху. Более того, они считали, что создание Великой Каталонии, в которую войдут Балеарские острова и Валенсия, соединенная железными дорогами с Францией, позволит французам быстрее достичь Гибралтара.

1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война, а на следующий год Гитлер уже прогуливался по Парижу как полновластный хозяин. Разгромив Францию и нуждаясь в поддержке французского коллаборационистского правительства Виши для захвата новых земель, Третий Рейх уже не был заинтересован в независимой Каталонии. Особенно, если новая европейская страна захотела присоединить к себе французскую провинцию Руссильон. Гитлер отказался передавать эту область Испании, во главе которой уже стоял новый каудильо Франсиско Франко, которые на знаменитой встрече в Гендайе 23 октября 1940 года включил ее в пакет территориальных требований в обмен на вступление обескровленной Испании во Вторую мировую войну.

В качестве послесловия можно заметить, что Каталония (как и вся Испания) оказались Германии весьма полезными, поскольку там нашли прибежище сотни нацистов, бежавшие из своей страны после разгрома тысячелетнего Рейха в 1945 году. Некоторые не совсем здоровые конспирологи утверждают, что сам Гитлер перелетел в Барселону 26 апреля того года, где провел около месяца перед тем, как окончательно перебраться в Аргентину.