Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Британский «пузырь недвижимости» нежизнеспособен

Бывший биржевой брокер, а ныне телеведущий Russia Today Макс Кайзер — о том, как исправить последствия «бойни» между банками «большой четверки»...

© flickr.com / Stacy HerbertТелеведущий Russia Today Макс Кайзер
Телеведущий Russia Today Макс Кайзер
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Бывший биржевой брокер, а ныне телеведущий Russia Today Макс Кайзер — о том, как исправить последствия «бойни» между банками «большой четверки». Уроженец Нью-Йорка, он вырос в зажиточном предместье округа Уэстчестер и в 80-е работал биржевым брокером на Уолл-стрит. Тем не менее, Макс Кайзер стал героем «леваков», которые критикуют банкиров.

Бывший биржевой брокер, а ныне телеведущий Russia Today Макс Кайзер — о том, как исправить последствия «бойни» между банками «большой четверки»...

В нем нелегко разобраться. Он, уроженец Нью-Йорка, вырос в зажиточном предместье округа Уэстчестер и в 80-е работал биржевым брокером на Уолл-стрит. Тем не менее, Макс Кайзер стал героем «леваков», которые критикуют банкиров, и источником интеллектуальной поддержки для тех, кто считает, что мировую экономическую игру подтасовывает подозрительная кучка мошенников.

Американский телеведущий стал популярным благодаря спонсируемому государством новостному каналу Russia Today (RT). Трижды в неделю его можно увидеть в передаче Keiser Report, где он ругает Уолл-стрит, лондонский Сити, Федеральный резерв, МВФ, ЕЦБ и вообще кого угодно, кто на данный момент более всего подходит на роль представителя «клептократии».

Зачастую за обличительными речами Кайзера на RT сложно уследить. Порой они противоречивые, порой познавательные, но почти всегда — дико увлекательные. Сейчас он, как ни странно, сговорился с Джорджем Гэллоуэем (George Galloway), согласившись стать экономическим советником в кампании этого крайне левого активиста, стремящегося занять пост мэра Лондона. Появившись вместе с Кайзером на недавнем мероприятии, Гэллоуэй с трибуны начал петь дифирамбы своему бесшабашному новому другу.

«Мне не нужны цари — у меня есть Кайзер, — выкрикнул Гэллоуэй, к восторгу своих сторонников. — Он будет управлять экономикой и финансами Лондона. Меня часто спрашивают, что я в первую очередь сделаю на посту мэра. Первое, что я сделаю, — дам волю Кайзеру».

Возможно ли, чтобы главный возмутитель спокойствия с RT на самом деле получил карт-бланш на территории лондонского Сити? И можно ли понять, как будет выглядеть альтернативный, кайзеровский, вариант экономического статус-кво?

Я встретился с Кайзером в так называемом Кремниевом кольце (Silicon Roundabout) Шордича — новом прибежище для высокотехнологичных компаний, где он вскоре собирается запустить инкубатор для биткоин-стартапов (подробнее позже). Он предпочитает жить в Лондоне, так как, по его словам, отсюда «лучше всего видно» безумие и хаос крупных финансовых операций.

«Я считаю себя военным корреспондентом, — говорит он. — Это мой Вьетнам. Я приехал сюда увидеть жесточайшую бойню между четырьмя крупными банками, которые здесь работают, и делать репортажи для наших зрителей прямо с “линии фронта”».

Кайзер выступает за капитализм, но его все еще злит, что так много бюджетных средств было потрачено на поддержку банковской системы после кризиса 2008 года. «На что пошли эти деньги? На зарплаты? Нет. Они пошли на спекуляцию на бирже, собственность и акции. Они не помогли совершенно никакой экономической активности».

Разбираются ли рассерженные левые в деньгах или финансовых рынках, спрашиваю я у Кайзера. «Не разбираются, — утверждает он. — Это их главная ошибка. Они считают себя выше этого. Что весьма прискорбно, так как именно поэтому они так катастрофически проигрывают. Левые полагают, что могут преуспеть с помощью одной только веры. Они не выдают мысли глубже, чем: “Мы верим, что творим добро. Если мы в это верим, то добро должно победить”».

Что же его восхищает в таком социалисте, как Джордж Гэллоуэй? «Ну, Гэллоуэй занимает левую позицию, а я, скорее, правую. Но он сражается. Он готов сражаться за то, во что верит, а не только болтать об этом. То есть, он на самом деле ввяжется в драку на парковке. Такого политика я могу поддержать. Не могу представить Джона Керри, дерущимся на парковке».

Анализируя ситуацию в Греции, обозреватель RT решительно отвергает «подлую сделку» премьер-министра Алексиса Ципраса с «тройкой» и другими влиятельными фигурами Евросоюза. В сухом остатке речь идет о «приобретении за счет кредита», в результате которого средиземноморская страна останется без государственных активов и экономического суверенитета.

Было бы грекам лучше, вернись они к драхме? «Исландия выбрала другой путь — там банкиров арестовали и посадили в тюрьму, — заявляет Кайзер. — Они позволили кроне обесцениться и заново запустили экономику. Теперь Исландия — одна из самых стремительно растущих экономик в мире. Если хотите сохранить собственное достоинство и суверенитет — путь именно таков. Если хотите быть государством в вассальном подчинении у международных банкиров, можете поступать, как Ципрас».

Неудивительно, что и о здоровье экономического организма Великобритании Кайзер отзывается не слишком лестно. Помимо слишком высокой зависимости от спекуляций в банковском секторе, есть ценовой пузырь на рынке недвижимости, который не лопается только благодаря политике ультранизких процентных ставок, которая находится «на последнем издыхании».

«Невозможно построить экономику на пузыре, — говорит он. — Цены на недвижимость — это пузырь, который со времен Тэтчер помогает консерваторам оставаться у власти. Я, между прочим, считаю, что Тони Блэр — не кто иной, как консерватор. Тэтчер положила начало этому периоду, и он до сих пор не закончился. Процентные ставки в Великобритании достигли низшего порога за 300 лет. Такая система нежизнеспособна. Если бы процентные ставки восстановились до среднего показателя в семь процентов, то кредитная задолженность по более чем 90% недвижимости, купленной за последние 10 лет, превысила бы стоимость самого имущества».

На настойчивые расспросы о том, как именно он изменил бы систему, Кайзер предлагает Банку Англии повысить предельные ставки кредитования — то есть те ставки, которые платят игроки на бирже. «Цена мошенничества тут же взлетит — это сдерживающий фактор, — заявляет он. — Это можно сделать за пять минут».

А вот чем Кайзера можно расшевелить, так это биткоинами и другими электронными валютами. Их он обожает. Недавно он стал сооснователем инвестиционного фонда под названием Bitcoin Capital. Он убежден, что криптовалюты (электронные валюты, которые используют криптографическую защиту) откроют дверь в новую эру логики и информационной открытости.

«Все, что происходило раньше — несущественно, — восторженно заявляет он. — Революция биткоинов уже преображает мировую экономику. Впервые за всю экономическую историю действительно была применена наука. Это может вновь вернуть в игру рациональную экономику».

Довольно смелое утверждение. Однако Кайзер их и не сторонится. Пускай он не может представить комплексную программу управления экономикой, но это и не входит в его обязанности. Такие бунтовщики, как он, существуют, чтобы высмеивать господствующие взгляды, провоцировать и подкалывать — до тех пор, пока этот спор не станет источником новых идей.