Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Наши дорогостоящие наемники в Сирии

© AP Photo / Lefteris PitarakisАвиаудар коалиции по городу Тель-Абьяд в Сирии
Авиаудар коалиции по городу Тель-Абьяд в Сирии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Американская кампания по созданию новых сухопутных войск для борьбы с «Исламским государством», похоже, оказалась провальной. В программе, предназначенной для обучения примерно пятнадцати тысяч сирийцев в течение трех лет — стоимостью в пятьсот миллионов долларов — участвует только горстка сирийских бойцов.

Американская кампания по созданию новых сухопутных войск для борьбы с «Исламским государством», похоже, оказалась провальной. В программе, предназначенной для обучения примерно пятнадцати тысяч сирийцев в течение трех лет — стоимостью в пятьсот миллионов долларов — участвует только горстка сирийских бойцов. «Речь идет о четырех или пяти», — сообщил в среду генерал Ллойд Дж. Остин III (Lloyd J. Austin III) Комитету Сената по вооруженным силам. Остин возглавляет Центральное командование, которое следит за ходом военных операций США на Ближнем Востоке и в Южной Азии — пост, на котором в свое время прославился бывший генерал Дэвид Петрэус (David Petraeus). Остин признал, что программа по обучению повстанцев «началась с медленного старта».

«Это шутка», — ответила Келли Айотт (Kelly Ayotte), сенатор от республиканцев из Нью-Хэмпшира.

«Это, конечно, не «Война Чарли Уилсона», — сказал мне Брайан Катулис (Brian Katulis), старший научный сотрудник «Центра за американский прогресс», после своего выступления на отдельном заседании перед Комитетом Сената по иностранным делам. Уилсон был техасским конгрессменом, который помог мобилизовать скрытые средства для вооружения и обучения более ста тысяч афганских повстанцев, чтобы успешно противостоять советской оккупации Афганистана (Том Хэнкс играл Уилсона в фильме 2007 года).

Ровно год назад президент Обама объявил о новой «всеобъемлющей и устойчивой» стратегии по «ослаблению и конечному уничтожению» «Исламского государства», которая стала известна как операция «Непоколебимая решимость». В Сирии операция была сосредоточена на программе по обучению и оснащению повстанцев в «Новых сирийских вооруженных силах», чтобы те могли сражаться на земле, тогда как дополнительную поддержку им оказывали своими ударами по боевой технике, объектам и лидерам ИГИЛ американские воздушные силы, а также кампания социальных медиа по сдерживанию пропаганды.

По данным Центрального командования, коалиция во главе с США до настоящего момента осуществила более чем две с половиной тысячи воздушных ударов по Сирии и еще четыре тысячи по Ираку. Но американские чиновники признают, что военно-воздушные силы в одиночку не могут уничтожить ИГИЛ. Как в прошлом месяце заявил Пентагон, стоимость всех военных операций США против «Исламского государства» — в обеих странах — достигла примерно четырех миллиардов долларов, то есть более чем десяти миллионов долларов в день. Новые вооруженные силы Сирии, тем временем, почти что не существуют — и ничего не сделали.

«Таким образом, на данном этапе мы можем пересчитать их по пальцам рук и ног — тогда как нами к концу года было предусмотрено пять тысяч четыреста, — сообщила демократ и сенатор из Миссури Клэр Маккаскилл (Claire McCaskill), имея в виду повстанцев. Она казалась ошеломленной. — Пришло время для нового плана».

Пентагон утверждает, что добился определенного успеха, воспрепятствовав стремительному наступлению, заставшему мир врасплох в июне 2014 года. С тех пор ИГИЛ был вынужден перейти к оборонительным боям. Центральное командование теперь надеется «использовать извлеченные уроки в свою пользу», чтобы задействовать новых союзников повстанцев, — сообщил Остин Комитету.

Но как демократы, так и республиканцы определили программу США как терпящую бедствие. «Я состою членом Комитета на протяжении почти тридцати лет и никогда не слышал подобного рода заявлений — никогда, — сказал Джон Маккейн. — По сути, генерал, вы говорите нам, что все в порядке, тогда как мы наблюдаем сотни тысяч беженцев, наводняющих Европу, а также двести пятьдесят тысяч безжалостно убитых сирийцев».

В прошлом году Маккейн отметил, что «Исламское государство» распространилось в глобальных масштабах, проводя операции или заключая союзы в Афганистане, Йемене, Ливии, Египте, Нигерии и Сомали. «После года проведения этой кампании по-прежнему невозможно утверждать, что ИГИЛ ослабевает, а мы выигрываем», — сказал он.

Слушание состоялось на фоне сообщений о том, что один из осведомителей в Центральном командовании этим летом подал официальную жалобу, обвиняя старших офицеров в искажении разведывательных данных, дабы представить ложный прогресс. «Исламское государство» все еще держит под контролем примерно треть Сирии и Ирака. На прошлой неделе генерал Мартин Демпси (Martin Dempsey), уходящий в отставку председатель Объединенного комитета начальников штабов, признал, что война против «Исламского государства» зашла в «тактически тупик», без каких-либо значительных приобретений для каждой из сторон.

Программа обучения повстанцев была обречена с самого начала. Трудно проходил как набор, так и проверки прошлых политических и родственных связей. Планы США были неуклюжими. Новобранцы, прошедшие обучение в Турции, не всегда оказывались надежными или целиком преданными. Некоторые из них уехали, не закончив курса. В июле, вскоре после возвращения в Сирию, многие из пятидесяти четырех выпускников программы были убиты или захвачены в плен одним из течений Аль-Каиды. Другие просто бежали, оставив в бою лишь горстку бойцов. Другая группа, которая в настоящее время проходит обучение, имеет чуть более ста новобранцев, сообщила замминистра обороны США Кристин Уормут (Christine Wormuth) на сенатских слушаниях.

Провал отражает серьезное упущение, характеризующее усилия США — зачастую с участием Центрального командования — по созданию дружественных сухопутных сил для борьбы с основными причинами конфликта во всем регионе Ближнего Востока и Южной Азии. Как сказал мне Роберт Форд (Robert Ford), бывший посол США в Сирии, многими сирийцами обученные Соединенными Штатами повстанцы воспринимаются исключительно как профессиональные убийцы. «Американские наемники, вот как бы я их назвал. Их обучили американцы. Им платят американцы. Подразумевается, что они должны бороться за достижение американских целей — которые не согласуются с местными приоритетами».

Требования операции «Непоколебимая решимость» заключаются в противостоянии «Исламскому государству», но сирийская оппозиция хочет, в первую очередь, свергнуть президента Башара аль-Асада, чьи войска намного смертоноснее. По данным сирийской сети по правам человека, группы мониторинга, базирующейся в Великобритании, в первые шесть месяцев число убитых Асадом сирийцев более чем в шесть раз превзошло число сирийцев, ставших жертвами «Исламского государства».

«В Сирии в частности нет единого мнения о том, кто есть враг, — сказал мне Фред Хоф (Fred Hof), бывший специалист по Сирии Госдепартамента администрации Обамы. — Существует общая тенденция выдвигать идеи, которые на межведомственном совещании могут показаться неплохими, которые соответствуют всем требованиям и всех удовлетворяют, но тогда они не имеют никакого отношения к тому, что происходит на месте». Разочаровавшись, Хоф в 2012 году покинул правительство и в настоящее время является старшим научным сотрудником Атлантического совета. «Как правило, невозможно создать иностранную армию с тем, чтобы она осуществляла вашу собственную миссию», — сказал он.

Администрация Буша сталкивалась с аналогичной проблемой, когда до вторжения в 2003 году пыталась создать Свободные иракские вооруженные силы. Конгресс выделил девяносто пять миллионов долларов на программу обучения американскими войсками в Camp Freedom в Венгрии. Иракская оппозиция во главе с Ахмедом Чалаби обязалась набрать тысячи ссыльных. В итоге, они поставили под ружье около девяноста пяти мужчин. Некоторые американские чиновники назвали их «армией с миллионом долларов на человека» и признали, что она, по всей вероятности, едва ли сыграет какую-то роль в войне против Саддама Хусейна. В одной группе из двадцати одного новобранца у многих были брюшка и проблески седины в усах; их средний возраст равнялся сорока двум годам.

В гораздо большей степени Соединенные Штаты не справились с задачей по восстановлению иракской армии после свержения Саддама. В 2004 году Петрэус хвастался достижениями США в возрождении иракской армии с нуля с целью противостоять экстремистам. «Иракские лидеры идут вперед, мужественно руководя своей страной и силами безопасности перед лицом врага, который демонстрирует готовность сделать все что угодно, чтобы сорвать становление нового Ирака», — писал он в Washington Post. Но эта армия распалась на следующий же день после вторжения «Исламского государства» в 2014 году.

«Мы стали свидетелями краха иракских сил безопасности, в которые за период от восьми до десяти лет Соединенные Штаты вложили двадцать пять миллиардов долларов», — сказал Катулис. Американская военная техника стоимостью в миллиарды долларов была оставлена на поле боя и сыграла свою роль в последующих военных завоеваниях ИГИЛ. «Теперь мы вернулись к исходной точке, — добавил Катулис. — Ведь то же самое случилось с афганской армией и ее проходившим урывками восстановлением». (Аналогичные программы по обучению вьетнамской армии в семидесятые и ливанской армии в восьмидесятые годы также потерпели фиаско. США были вынуждены поспешно вывести свои войска из обеих стран). «Большая часть нашей дискуссии по поводу Ближнего Востока и того, какие инструменты будут наиболее эффективными, провалилась, — сказал Катулис. — Мы не смогли предложить каких-либо надежных решений».

Все это происходит в то время, когда на кону оказываются будущие границы Сирии и ее жизнеспособность. Под давлением неоднородной войны страна, считающаяся стратегическим центром на Ближнем Востоке, окончательно распадается. Восемьдесят процентов сирийцев в настоящее время живут за чертой бедности. Ожидаемая продолжительность жизни сократилась на двадцать лет. Безработица составляет почти шестьдесят процентов. Сирийская экономическая инфраструктура и институты «полностью разрушены», сообщил ранее в этом году сирийский центр политических исследований.

Гуманитарный кризис является самым тяжелым со времен Второй мировой войны. По данным Организации Объединенных Наций, семи миллионам сирийцев пришлось покинуть свои дома и источники дохода внутри страны. В целом более четырех миллионов беженцев оставили Сирию, чтобы перебраться в Турцию, Ливан, Иорданию и Ирак. А теперь, когда на Запад устремились примерно триста пятьдесят тысяч беженцев, сирийской кризис стал в равной степени кризисом европейским.