До последнего времени, на самом деле, нельзя было сказать, что первым защитником окружающей среды среди других наций являются Соединенные Штаты. Эта страна уступает только Китаю в том, что касается загрязнения атмосферы, а по американским дорогам перемещаются не самые маленькие и не самые экономичные автомобили. И, тем не менее, именно американское Агентство по охране окружающей среды (EPA) стало инициатором грандиозного скандала по поводу выхлопа автомобилей компании Volkswagen.

С помощью компьютерной программы дизельные автомобили этого концерна были настроены такими образом, чтобы можно было пройти строгий экологический тест в Соединенных Штатах, а затем уже в нормальных условиях количество вредных веществ в выхлопе значительно повышалось. Вопросов нет — это серьезное мошенничество. И правильно, что глава VW Мартин Винтеркорн (Martin Winterkorn) по этой причине в среду был вынужден освободить свой пост. Теперь следует основательно реформировать этот концерн, и сделать это нужно быстро.

Не в первый раз именно американские следователи и правительственные агентства обнаруживают скандальные нарушения мирового масштаба, и затем энергично занимаются их расследованием. С точки зрения экономики, Соединенные Штаты являются своего рода мировым полицейским. Тот, кто нарушит строгие американские законы и правила, может столкнуться с очень серьезными проблемами. Тамошние судебные власти не особенно церемонятся и охотно прибегают к решительным мерам, которые в Европе вообще невозможны. Штрафы могут оказаться драконовскими, и в случае с VW, например, уже говорят о сумме в размере 18 миллиардов долларов. Конечно, хорошо, когда — как и в этом случае — проводится безжалостное расследование, каким бы болезненным оно ни было. Но хотелось бы, чтобы и европейские власти прибегали к решительным действиям, когда это необходимо.

На помощь американцам в подобных делах приходит их уголовное право. В Соединенных Штатах можно привлечь к ответственности предприятие как таковое. Тогда как в немецком уголовном праве нужно найти людей, несущих личную ответственность, и доказать их вину. Это может оказаться нелегким делом, как показывает, например, случай с концерном Siemens. Прокурорам было почти невозможно доказать умышленные и противозаконные действия членов правления. Кроме того, возможные требования о возмещении убытков в Соединенных Штатах намного выше.

И ФИФА почувствовала сильную руку Америки

Многие уже имели возможность почувствовать сильную руку Соединенных Штатов. Международная федерация футбола ФИФА, к примеру, находится под прицелом прокуратуры Нью-Йорка по подозрению в коррупции. В Цюрихе уже были проведены громкие задержания. А немецкие концерны Siemens и Daimler, замешанные в коррупционном деле, вынуждены были заключить мировую сделку с американскими властями и заплатить крупную сумму денег, а затем провести внутренние реформы.
Кроме того, Соединенные Штаты предприняли жесткие меры против некоторых швейцарских банков, которые использовали уведенные от налогов активы, и в этом случае были заключены серьезные мировые соглашения. Не без активного давления со стороны Америки Германия, в конечном итоге, согласилась выплатить компенсации жертвам холокоста и бывшим подневольным рабочим, труд которых немцы использовали во время Второй мировой войны.

Тем не менее, каждый раз возникает подозрение, что Соединенные Штаты могут принимать такие жесткие меры в том числе для защиты своей экономики, и тогда речь уже идет о современной форме протекционизма. А обращаются ли американские власти так же жестко со своими концернами, как с зарубежными конкурентами, и проверяются ли они так же строго? Сохраняются ли, на самом деле, в тайне некоторые интимные сведения, полученные американскими следователями при проверке предприятий, или ими может воспользоваться американская экономика? Не окажутся ли конфиденциальные данные концерна VW у американских конкурентов?

Выбранное американским Агентством по охране окружающей среды время для обнародования полученных данных невольно обращает на себя внимание — это было сделано во время работы Франкфуртского автосалона и перед презентацией новой модели VW Passat в Соединенных Штатах. Это обеспечило максимальный уровень внимания. Тем не менее, все это концерну VW уже не поможет. Обман есть обман.