Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дебют Вейониса и маневры Путина

© AP Photo / Gatis Rozenfelds, F64Президент Латвии Раймонд Вейонис
Президент Латвии Раймонд Вейонис
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Поездку в Нью-Йорк для участия в 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН можно назвать внешнеполитическим дебютом президента Латвии Раймондса Вейониса, потому что это первое мероприятие крупного масштаба, в котором он принимает участие (ранее было несколько небольших визитов в европейские страны). Сразу следует отметить, что в Нью-Йорке Вейонис был на виду.

Поездку в Нью-Йорк для участия в 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН можно назвать внешнеполитическим дебютом президента Латвии Раймондса Вейониса, потому что это первое мероприятие крупного масштаба, в котором он принимает участие (ранее было несколько небольших визитов в европейские страны). Сразу следует отметить, что в Нью-Йорке Вейонис был на виду. Не благодаря громким политическим заявлениям, а в прямом смысле слова — президент Латвии попал на передний план в кадрах, на которых президент США Барак Обама выступал с речью на торжественном ужине для участников Генеральной ассамблеи. Зрители могли наблюдать, как глава латвийского государства быстро выпил свое шампанское, пока лидеры сверхдержав за своим столиком медленно чокались бокалами. Перечень государств, с руководителями которых Вейонис встретился и беседовал, не впечатляет и даже может вызвать вопросы по поводу направлений внешней политики Латвии. Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов (с ним Вейонис обсудил обустройство места захоронения довоенного президента Латвии Карлиса Улманиса — похоже, это вопрос, который президенты Латвии передают друг другу в наследство, но который не решается), президент Республики Кения Ухуру Кениата, президент Грузии Георгий Маргвелашвили… Как тут не вспомнить «записки охотника» в книге экс-президента Валдиса Затлерса о том, как он явился на ужин в рамках одного международного форума заранее и поменял карточки на столе, чтобы заполучить желаемых соседей.

Центральным событием в Нью-Йорке в минувшие дни, разумеется, была встреча президента США Барака Обамы и российского лидера Владимира Путина. СМИ поспешили опубликовать фото с уже упомянутым поднятием бокалов, хотя это, конечно, протокольная процедура, а не показатель межгосударственных отношений. В то же время нельзя отрицать, что какие-то маневры происходят, и инициативу перенял Путин. Хотя российская пропаганда преподносит все так, будто бы Обама чуть ли ни приполз, чтобы попросить Путина о встрече, известно, что именно президент России был ее инициатором. План, очевидно, таков: немного поиграть с нынешней расстановкой сил, отвлечь внимание от Украины с учетом того, что США на данный момент больше беспокоят события в Сирии. Путин на заседании ООН подчеркнул, что необходимо создать коалицию для борьбы против террористов т.н. Исламского государства, которая будет похожей на антигитлеровскую коалицию во время Второй мировой войны. Тогда всем вместе удалось победить величайшее зло, и то же самое можно сделать сейчас. Сравнение, возможно, вполне адекватное, потому что во время Второй мировой войны западные государства закрыли глаза на одно зло (Сталина), чтобы можно было победить другое зло (Гитлера) и, к сожалению, заодно допустили передел мира. А такая перспектива пугает. Россия уже активно участвует в боевых действиях в Сирии, оказывая военную поддержку президенту этой страны Башару Асаду, и именно за него Путин пытался замолвить словечко в ООН, хотя это не нашло отклика. Вокруг этой фигуры вряд ли возможно создать коалицию.

Латвии новое увлечение России Ближним Востоком, с одной стороны, выгодно, потому что отдаляется напряженность от наших границ. С другой стороны, было бы неприятно, если агрессия против Украины будет постепенно забываться и останется безнаказанной. Напоминать об этом на международной арене — задача, в том числе и президента Латвии Раймондса Вейониса. Даже если не получается выпить шампанского вместе с влиятельными лицами.