Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему евреи должны вернуть себе Храмовую гору?

© flickr.com / Gil Eilam Храмовая гора в Иерусалиме
Храмовая гора в Иерусалиме
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Окрики и угрозы со стороны депутата кнессета от арабского списка Джамаля Захалки в адрес религиозных евреев, поднявшихся на Храмовую гору, вызывали гнев даже среди тех, кто не поддерживает идею еврейской молитвы в этом священном месте. Даже депутаты от левых партий поняли, что на сей раз арабский парламентарий переступил запретную черту.

Окрики и угрозы со стороны депутата кнессета от арабского списка Джамаля Захалки в адрес религиозных евреев, поднявшихся на Храмовую гору, вызывали гнев даже среди тех, кто не поддерживает идею еврейской молитвы в этом священном месте. Даже депутаты от левых партий поняли, что на сей раз арабский парламентарий переступил запретную черту.

И все-таки. Когда я смотрел видеозапись действий Захалки, я чувствовал зависть. Да, зависть. Я завидовал арабам, у которых есть политический лидер, способный взойти на Храмовую гору и открыто заявить: «Это мой дом». Вот так — без лишних уверток и недомолвок. Просто прийти и сказать: «Это место принадлежит нам».

Сегодня евреи могут лишь «посещать» Храмовую гору. Только с разрешения полиции, только ограниченное время, только в заранее отведенные часы и дни. Когда представители движения «Верные Храмовой горе», Иегуда Глик и его товарищи, просят разрешения взойти на Храмовую гору, они аргументируют свою просьбу требованием соблюдения свободы вероисповедания, свободы отправления религиозного культа, гражданскими правами, правами человека. Они не смеют произнести, как депутат Захалка, фразу: «Это место принадлежит нам». Лидеры правого лагеря, такие, как министр Ури Ариэль и даже Моше Фейглин, посещали Храмовую гору в рамках «визита». Храмовая гора, вопреки знаменитому высказыванию, уже давно не в наших руках.

Эта проблема характерна не только для ситуации с Храмовой горой. Почти вся общественная дискуссия в Израиле, связанная с конфликтом с палестинцами, сосредоточена на вопросе демонтажа еврейских поселений (возможно ли это в нынешних условиях) а также с проблемами безопасности (будут ли надежны границы между Израилем и палестинским государством, будут ли долетать ракеты из Самарии до Тель-Авива и аэропорта имени Бен-Гуриона). Один простой и внятный аргумент почти не звучит в этой дискуссии: Иудея и Самария являются такой же неотъемлемой частью еврейского национального очага, как Нетания и Герцлия.

Покойный публицист Ури Элицур написал однажды, что до тех пор, пока в общественной дискуссии вокруг конфликта с палестинцами будет превалировать тема безопасности, Израиль всегда будет проигрывать дипломатическую войну на международной арене. Мы напоминаем человека, надевшего пальто и говорящего: «Я надел пальто, потому что мне холодно».  Напротив стоит другой человек и кричит: «Это мое пальто».  В подобной ситуации мир, справедливо, с его точки зрения, отвечает: «По поводу проблемы холода мы поговорим позднее, а пока что верни-ка пальто, которое ты украл».

До тех пор, пока лишь арабская сторона будет способна выдвигать лидеров, готовых стоять на Храмовой горе и кричать в камеру: «Это наш дом»,  наше положение в этом конфликте будет оставаться незавидным. Мы будем лишь гостями, «посетителями» на Храмовой горе и в этой стране. Арабы это прекрасно понимают. Именно поэтому они постоянно говорят о сионистском движении, как о колониализме, называют нас завоевателями, прибывшими в чужую страну, имея в виду не только Бейт-Эль и Офру, но и Яффо и Хайфу.