Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Самые дорогостоящие незначительные перестановки в правительстве в истории Греции». Это, по крайней мере один из способов описать результат всеобщих выборов в Греции, прошедших 20 сентября. Действительно, за немногими исключениями, те же министры вернулись в те же офисы. Но видимость последовательности обманчива.

«Самые дорогостоящие незначительные перестановки в правительстве в истории Греции». Это, по крайней мере один из способов описать результат всеобщих выборов в Греции, прошедших 20 сентября. Действительно, за немногими исключениями, те же министры вернулись в те же офисы в рамках администрации при поддержке той же чудной пары сторон (левое крыло Сириза и меньшее правое крыло Независимые греки), которые получили чуть меньше голосов, чем предыдущая администрация.

Но видимость последовательности обманчива. В то время как процент избирателей, поддерживающих правительство, относительно не изменился (0,6 миллиона из 6,1 миллиона), греки, проголосовавшие на референдуме 5 июля за продолжение кредитов в стиле «продлевай и притворяйся» с прилагающимися элементами жесткой экономии, отказались от своего первого выбора. Потеря такого количества избирателей чуть более чем за два месяца, отражает драматичное изменение в настроении электората — от воодушевленного к мрачному.

Изменение отражает мандат, который премьер-министр Ципрас искал и получил. В январе прошлого года, когда я с ним баллотировался, мы попросили избирателей поддержать нашу решимость положить конец финансовой помощи «продлевай и притворяйся», которая толкнула Грецию в черную дыру и действует как шаблон для политики жесткой экономии по всей Европе. Правительство, что было возвращено 20 сентября, имеет противоположный мандат: реализовать программу спасения «продлевай и притворяйся» — действительно, наиболее проблемный вариант за все время.

Новая администрация Ципраса это знает. Ципрас понимает, что его правительство скользит по тонкому льду фискальной программы, которая не может быть успешной и программе реформ, которую его министры ненавидят. В то время как избиратели разумно предпочитают, что он и его кабинет, а не консервативная оппозиция, реализует программу, которую подавляющее большинство греков ненавидят, реальность программы жесткой экономии испытает общественное терпение.

Правительство Ципраса обязуется принять длинный список антикризисных мер. Три меры выделяют ожидаемую налоговую лавину: более 600 000 фермеров будут призваны заплатить дополнительные налоги за прошедший 2014 год, и заранее оплатить более 50% расчетного налога следующего года. Некоторым из 700 000 малых предприятий (в том числе низкооплачиваемым работникам, которые вынуждены работать в качестве частных поставщиков услуг) придется предварительно оплатить 100% (да, вы правильно прочитали) налогов следующего года. Со следующего года, каждый коммерсант столкнется с 26% налогом с оборота с первого заработанного им евро — в то же время, в 2016 году будет необходимо полностью предварительно оплатить 75% своих налогов 2017 года.

В дополнение к этим нелепым увеличениям налогов (которые, также включают значительное увеличение налога с продаж), правительство Ципраса согласилось с сокращениями пенсий и срочными продажами государственных активов. Даже самые реформаторски настроенные греки препятствуют программе, навязанной «тройкой» (Европейской Комиссией, Международным Валютным Фондом и Европейским центральным банком).

Ципрас пытается возвести две линии обороны против надвигающегося цунами страданий (и, таким образом, свести к минимуму недовольство населения). Первая линия обороны, это надавить на тройку сдержать свое обещание вступить в переговоры по облегчению долгового бремени, как только их антикризисная программа будет полностью выполнена. Вторая линия обороны основывается на обещании «параллельной» программы, нацеленной на улучшение наихудших последствий программы тройки. Но обе линии пористые, в лучшем случае, учитывая суровые реалии экономической ситуации в Греции.

Есть небольшие сомнения, что греческое правительство получит некоторое облегчение долгового бремени. Непогашенный долг, так или иначе, является «стрижкой» (haircut). Но у кредиторов Греции уже было две «стрижки», первая весной 2012 года, а другая в декабре. Увы, эти «стрижки», в то время значительные, были слишком незначительны, слишком поздние и слишком проблематичные, с точки зрения их финансовых и юридических параметров.

Таким образом, вопрос, стоящий перед правительством Ципраса, это насколько следующая «стрижка» будет более оздоровительной, чем последняя. Чтобы помочь исцелению греческой экономики, облегчение долга должно быть значительным и быть рычагом для устранения большинства новых мер жесткой экономии, которые просто гарантируют еще один оборот цикла дефляции долга. Точнее, сокращение задолженности должно сопровождаться снижением цели для среднесрочного первичного профицита бюджета, с текущих 3,5% ВВП до не более чем 1,5%. Ничто другое не может позволить восстановиться греческой экономике.

Возможно ли, подобное решить политически? Одна подсказка недавно появились в статье в Financial Times, в которой Клаус Реглинг, глава Европейского фонда финансовой стабильности, Европейского механизма стабильности, вернулся к мантре тройки, что Греция не нуждается в существенном облегчении долгового бремени. Реглинг не может быть основным игроком в своем собственном положении, но он никогда не говорит некстати и не противоречит ЕЦБ, и правительству Германии.

Конечно, есть МВФ, сотрудники которого говорят каждому, кто готов слушать, что долг Греции должен быть сокращен примерно на одну треть, или €100 млрд ($112 млрд). Но если недавнее прошлое это какое-либо руководство к ближайшему будущему, взгляды МВФ окажутся верными.

Это оставляет Ципраса только с его второй линией обороны: «параллельной» программой. Цель здесь, продемонстрировать электорату, что правительство может совместить капитуляцию тройке с собственной программой реформ, включающей повышение эффективности и атаку на олигархию, которая может выделить средства на цели уменьшения воздействия жесткой экономии на более слабых греков.

Это достойный проект. Если правительство сможет его осуществить, это возможно изменит ход игры.

Однако, чтобы добиться успеха, правительству придется убить двух драконов сразу: некомпетентность государственного управления Греции и неисчерпаемую находчивость олигархии, которая знает, как себя защитить — в том числе, путем налаживания прочных альянсов с тройкой.


Янис Варуфакис — бывший министр финансов Греции, член парламента от партии СИРИЗА и профессор экономики в университете Афин.