Совет безопасности Нидерландов представил результаты собственного расследования крушения «Боинга» Малазийских авиалиний, сбитого 17 июля прошлого года на востоке Украины.

Результаты расследования родственникам погибших и журналистам представил глава совета Тьиббе Йустра. Им также показали воссозданный из обломков самолет.

Голландские власти ставили задачу ответить на четыре вопроса:

Что привело к распаду самолета на большой высоте?

Почему самолет летел над зоной военных действий?

Почему некоторым из родственников было сообщено о гибели их близких лишь через четыре дня после катастрофы?

Насколько в последние минуты жизни пассажиры и экипаж самолета осознавали, что происходит?

Доклад не рассматривал вопроса о том, кто виновен в крушении рейса MH17, поскольку этот вопрос не относится к сфере компетенций совета безопасности.

Это был «Бук»

По итогам расследования голландские власти пришли к выводу, что «Боинг» Малазийских авиалиний был сбит ракетой комплекса «Бук», выпущенной с территории восточной Украины. Версии о взрыве, произошедшем на борту самолета, ракете, выпущенной по «Боингу» с воздуха, и неких атмосферных явлениях, от которых мог пострадать самолет, были опровергнуты.

Причину взрыва удалось установить после анализа обломков. Для этого из найденных фрагментов фюзеляжа в ангаре голландской авиабазы Хилзе-Райен создали модель самолета длиной около 20 метров.

Анализируя характер повреждений «Боинга», совет безопасности пришел к выводу, что взрыв ракеты произошел слева от кабины пилота в 13 часов, 20 минут и 03 секунды по Лондону. Ракета приблизилась к самолету «почти встречным курсом».

Никакие сигналы тревоги на борту не были активизированы; запись обоих бортовых самописцев прекратилась внезапно. На записи речевого самописца о произошедшем свидетельствуют лишь последние 20 миллисекунд, на которых зафиксирована «высокоэнергетическая звуковая волна, длившаяся около 2,3 миллисекунды».

В телах трех членов экипажа, а также в обломках самолета удалось найти поражающие элементы из нелегированной стали, характерные для боевой части ракеты системы «Бук» (модель 9N314M).

Как объясняется в докладе, «в боевой части этой оружейной системы помещен боезаряд, вокруг которого уложены в два слоя поражающие элементы». В обломках «Боинга» удалось найти все три типа поражающих элементов, характерных для модели 9N314M: кубические, цилиндрические фрагменты, а также элементы в виде «бабочки».

Кроме того, отмечается, что ракеты, выпущенные из «Бука», могут достигать высоты в 24,4 километра, что намного выше высоты, на которой летел самолет (10,1 км).

Совет по безопасности смоделировал ситуацию поражения и взрывной волны, возникшей после взрыва боевой части. В результате было установлено, что после взрыва от самолета оторвалась кабина пилотов и половина салона бизнес-класса; они почти сразу упали на землю. Оставшаяся часть фюзеляжа пролетела еще около 8,5 километров, постепенно распадаясь на части под действием мощных потоков воздуха. Части самолета были найдены на территории площадью 50 квадратных километров.

«С момента поражения передней секции воздушного судна до падения всех остальных частей самолета на землю прошло около 1 или 1,5 минуты», — говорится в докладе.

Полет над зоной боевых действий

Авторы расследования указывают на то, что до крушения «боинга» вопрос о безопасности полетов над востоком Украины, где уже шли боевые действия и даже сбивались военные самолеты, не ставился.

«МН17 был одним из 160 рейсов в этой зоне в тот день. 61 авиакомпания из 32 стран продолжали полеты над восточной Украиной. Все они думали, что это безопасно. Ни Украина, ни воздушные операторы не смогли верно оценить риски», — сообщил Йустра, представлявший результаты доклада.

При этом гражданским судам запрещались полеты на высоте ниже 9,7 км (воздушный эшелон FL320). Это требование малазийский «Боинг» выполнил.

Мгновенная потеря сознания


Для родственников погибших одним из главных был вопрос о том, успели ли пассажиры «Боинга» осознать произошедшее и испытывали ли они боль в момент крушения самолета.
Члены совета безопасности пришли к выводу, что вероятность этого крайне невелика.

«Поскольку поражение самолета было совершенно неожиданным, люди едва ли были в состоянии осознать ситуацию. Времени для сознательной реакции практически не было. Находящиеся на борту почти мгновенно подверглись воздействию экстремальных факторов, — говорится в докладе. — Часть находящихся на борту людей сразу получили тяжелые травмы, приведшие, вероятно, к смерти. У других разгерметизация моментально привела к уменьшению или потере сознания».

Авторы доклада также добавили, что точный момент наступления смерти находящихся на борту людей, установить невозможно.