Kогда будут писать историю Второй холодной войны, эпизод МН17 будет ключевым. Над Донбассом был не просто сбит «Боинг». Ракетой «Бук» были сбиты отношения России с окружающим миром, и их горящие обломки упали на землю вместе с телами пассажиров. В минувший вторник, 13 октября, Совет безопасности Нидерландов по расследованию причин и последствий аварий и катастроф предоставил свой доклад по крушению самолета Malaysia Airlines MH17 в июле 2014 г. С нетерпением ожидаемый документ должен был служить разъяснением причин катастрофы.


Как написал сайт расследований Bellingcat, голландское государственное расследование доказало три важных аспекта гибели 298 человек на борту малазийского авиалайнера в небе над Донбассом:

1. На пресс-конференции 21 июля российское Министерство обороны представило фальшивый маршрут МН 17. На основании данных расследования, малазийский самолет не отклонился от маршрута, и разговоры о том, что его умышленно направили на смерть, не поддерживается имеющимися данными.

2. Россия отказалась представить первичные данные своих радаров, что не позволяет говорить о версии появления украинского СУ-25, якобы сбившего, по версии России, малазийский лайнер.

3. Расследование говорит о том, что кроме двух пассажирских самолетов, летевших с востока на запад, и злосчастного «Боинга 777», других самолетов «в районе» не было. Так что версия МО РФ, Михаила Леонтьева и других пропагандистов не поддерживается никакими имеющимися данными.

Но российская сторона не собирается сдаваться. На бандитско-ментовском сленге это называется «ушли в глубокую несознанку». Действия российской стороны пытаются запутать историю еще больше.

Оглашение результатов эксперимента по моделированию катастрофы Boeing 777


За несколько часов до официальной публикации доклада, российский концерн «Алмаз-Антей», производитель ракет «Бук», одна из которых была официально признана причиной авиакатастрофы, представил свои заключения на пресс-конференции в Москве.

Результат собственного расследования концерна, конечно же, показывает, что ракеты не могли принадлежать России, но вполне могли быть украинскими. К тому же, в отличие от голландцев, они точно рассчитали место запуска — село Зарощенское, которое в то время было спорной территорией. Якобы производителю смертоносного оружия лучше знать.

Суть технически «богатой» презентации заключалась в том, что голландский отчет и голландские эксперименты неточны и ошибочны. Олег Сторчевой, заместитель руководителя Росавиации, назвал их «в корне неверными» и высмеял весь отчет. В то время как, по его словам, исследования, проведенные концерном, конечно же, «гораздо более обоснованы», но «игнорируются и голландскими следователями, и западной общественностью».

Россия продолжает активно отрицать возможность своей вины в крушении самолета и представляет свои «неоспоримые» доказательства. Она пытается дискредитировать все факты, указывающие на обратное.

В общем, Россия продолжает вставать в любимую обиженную позу. Она удобна, как старые тапки. От нее пахнет 1983 г. Запад якобы виноват, потому что не обращает внимания на более точные данные российских специалистов. Украина виновата, потому что так показывают российские «эксперименты».

К тому же, голландцы обвиняют Украину в неосторожности с ее воздушным пространством, которое должно было быть закрыто. Упрямство Москвы стоит ей дорого на международной арене. В то время как Запад неспешно ведет расследование и пытается докопаться до виновных, Россия, естественно, пытается запутать следствие. Кстати, это тоже уголовное преступление.

Криминальное расследование уже отложило публикацию своих итогов до начала 2016. Но, судя по ситуации с техническим отчетом, любые итоги, не идущие на руку России, будут активно опровергаться, осложняя процесс.

Стратегия распространения всяческих безумных теорий заговора может не так эффективна, но телеканал RТ всегда будет рад дискредитировать заключения голландского расследования и представлять свою «альтернативную» версию событий.

Все усложняется еще и тем, что непонятно кто будет судить виновных, когда их найдут. А найдут их обязательно. Россия использовала свое право вето в Совете Безопасности в июле, исключив возможность международного трибунала ООН. Любой суд, должен быть легитимным с точки зрения международного права, и воспринят серьезно. Например, коалиция стран и их судов остается возможностью. Украина также обратилась в Международный уголовный суд со своими обвинениями. Европейский суд по правам человека — это тоже вариант.

При этом, всем известно, что авиакатастрофы гражданских самолетов имеют большой резонанс в мировой политике, а лайнеры, сбитые военными, и подавно. Стоит только вспомнить пример сбитого рейса 007 «Корейских авиалиний». Советские истребители сбили «Боинг 747», случайно пересекший границы воздушного пространства СССР, в 1983 году. Год, последовавший за крушением был одним из самых напряженных во время холодной войны. Тогда СССР активно отрицал свою вину, пока американцы не представили неоспоримые доказательства. Именно после этого события для президента Рональда Рейгана СССР стал «империей зла».

Тогда советское руководство, в конце концов, признало, что самолет был сбит их военными. Но и они тогда не признали свою вину как таковую. Сегодня Россия пытается доказать, что СССР не умер, а его железобетонный стиль лжи и оправданий жив. Однако, как и во время холодной войны, все стороны пытаются избежать полномасштабного конфликта. Доклад Нидерландов оставляет место для интерпретации. Пока.

Быстро эта история не закончится — а зря. Если бы россияне спросили моего мнения как эксперта, я бы посоветовал признать вину, выразить сожаление и соболезнования, найти и наказать виновных, выплатить компенсацию семьям и авиалинии, и оставить эту трагедию в прошлом. Это было и эффективно, и достойно, а главное — честно.

Ариэль Коэн, директор Центра энергии, природных ресурсов и геополитики Института анализа глобальной безопасности, директор International Market Analysis, старший эксперт Атлантического Совета.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.