Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Военные новости: «Твиттером» и бомбой

Военные новости, не попавшие на первые полосы. Выпуск № 8 (68).

© Фото : Илья ПлехановИлья Плеханов, главный редактор Альманаха «Искусство войны»
Илья Плеханов, главный редактор Альманаха «Искусство войны»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Прессу продолжают волновать исламисты. СМИ пытаются понять, почему люди уходят в Халифат, чем отличается агитации исламистских вербовщиков и Национального контртеррористического центра США и можно ли победить ИГИЛ бомбами. Также издания уделили особое внимание возможному смещению джихадистской активности в Ливию.

Прессу продолжают волновать исламисты. СМИ пытаются понять, почему люди уходят в Халифат, можно ли его победить бомбами, как Госдеп борется с джихадистами в интернете.

Скотт Атран (Scott Atran), довольно известный антрополог и исследователь психологических и идеологических корней современного терроризма, опубликовал очередную статью по своей любимой теме: почему люди уходят в Халифат и почему Запад никак не победит идеологию, решая все вопросы бомбами. В статье «Реальная сила ИГИЛ» он пишет, что, полагаясь сугубо на военные действия и на воздущные удары в Сирии и Ираке, Запад не понимает простейшей вещи: Халифат — это глобальный архипелаг, где «вулканы джихада» будут извергаться в любой точке планеты (особенно в Средней Азии и Африке), даже если в Сирии и Ираке джихадисты потерпят полное поражение. Сейчас, по мнению автора статьи, который ссылается на лично полученные данные от высокопоставленных саудитов, на роль очередного «вулкана» раскручивается Ливия, куда саудиты активно инвестируют и направляют бойцов-миссионеров в количестве 700 человек.

Что касается борьбы с джихадистами в интернете, то все усилия того же Госдепа США направлены на чтение лекций, запугивание и предупреждение молодых людей об опасности и неправильности присоединения к Халифату. То есть, работа идет от негатива: «Задумайся снова — отвернись (от джихада)». Работа идет в виде массовой трансляции одних и тех же призывов о вреде исламизма. Это не работает (хотя в «Твиттере» у этой программы Госдепа с 60 сотрудниками и 6 миллионами долларов бюджета уже более 23 тысяч подписчиков). Фара Пандит (Farah Pandith), специальный представитель исламских сообществ в американском Госдепартаменте, недавно заявила, что джихадистам удалось создать модный бренд для молодежи и теперь «Ислам — это панк-рок, куфия — освобождает, а бороды — это секси». Неудивительно, так как около 50 тысяч аккаунтов джихадистов в социальных сетях генерируют до 200 тысяч постов в сутки. Это машина пропаганды. Теперь в США планируют победить ее с помощью новой стратегии — массовым вбросом в интернет видеороликов с откровениями дезертиров ИГИЛ об ужасах Халифата в Сирии и Ираке. Эффективность нового подхода под большим вопросом.

В отличие от Госдепа вербовщики Халифата готовы потратить сотни часов и годы на одного человека, узнать досконально все его проблемы, изучить характер, найти слабые места, определить запросы и амбиции и после проведенной работы подтолкнуть вербуемого к активным и позитивно истолковываемым действиям в нужном им направлении. Скотт Атран пишет, что в Национальном Контртеррористическом Центре США за работу по превентивной персональной агитации отвечает всего один (!) человек. ФБР вообще не хочет этим заниматься и желает работать лишь уже по фактам преступлений, а не по их предупреждению. Атран проводит ряд параллелей между террором ИГИЛ и террором времен Великой французской революции, между «Аль-Каидой» и движением анархистов, которых потом поглотили большевики (как ИГИЛ сегодня затмило «Аль-Каиду»), между призывами Гитлера к борьбе и самопожертвованию ради национал-социализма и призывами ИГИЛ к глобальному джихаду. Исчезновение среднего класса и демографические тенденции, ослабление национальных государственных образований и глобализация дают исламистам надежду на власть. Книга Абу Бакра ан-Наджи «Управление варварством», опубликованная еще в 2004 году, по данным Атрана, является обязательной к прочтению для всех амиров ИГИЛ.

Предположения о том, что Ливию тоже будут скоро активно бомбить, и никто иные, как русские, кстати, активно обсуждались в «Твиттере» и арабских социальных сетях. По данным алжирских источников, над Ливией наблюдается активность российских разведывательных самолетов и ведется изучение объектов ИГИЛ с помощью спутников, а сама Россия, дескать, предупредила Алжир, Тунис и Египет, что в случае необходимости будет бомбить Ливию. В поле внимания российской разведки находятся 200-300 километров побережья от границы с Египтом. По мнению алжирцев, Россия ведет воздушную разведку так же, как это делала перед началом своей воздушной кампании в Сирии.

О том, что Ливия может стать новым «вулканом джихада» в интервью International Business Times сообщил и один из командиров «Хезболлы» в Сирии. По его словам, в Ливию отправляются многие бойцы ИГИЛ. Цель — утвердиться в Северной Африке и создать новый плацдарм для Халифата. О том, что «молодой Халифат» в Ливии нуждается в подкреплениях и новых солдатах пишут и в изданиях джихадистов. Они призывают новобранцев-иностранцев ехать не в Ирак и Сирию, а сразу добираться до Ливии. По данным самого ИГИЛ, в Дерну направляются 750 джихадистов из Туниса.

Ресурс Strategy Page пишет, что в октябре после недели успешных наступательных операций силы Асада при поддержке российской авиации достигли ощутимого прогресса, но затем наступление захлебнулось. Причин тому несколько. Во-первых, противник оправился от шока после ударов русских и изменил тактику, уходя из районов возможной бомбежки, но затем отбивая территорию обратно в ночных контратаках. Во-вторых, сработала пропаганда и участие России в войне привело к всплеску желающих воевать против «иностранных захватчиков», то есть увеличилось количество живой силы противника. В-третьих, сказались поставки США противотанковых управляемых ракет. США начали массово поставлять комплексы в Сирию сразу после открытия воздушной кампании Россией, пользуясь тем, что авиация России не могла по принятым ранее договоренностям открывать огонь по транспортным самолетам США. Комплексы сыграли серьезную роль в остановке наступления сил Асада. Сирийская армия и ее союзники теряли до 10 единиц бронетехники в день.