Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
История с крушением российского пассажирского самолета в небе над Синайским полуостровом приняла неожиданный оборот: безымянный высокопоставленный американский руководитель рассказал CBS News, что власти России обратились за помощью к ФБР. Почему Кремль хочет, чтобы в деле, которое может серьезно ослабить общественную поддержку сирийской кампании, участвовало ФБР?

Расследование обстоятельств крушения российского пассажирского самолета в небе над Синайским полуостровом 31 октября, в пятницу, приняло неожиданный оборот, когда безымянный высокопоставленный американский руководитель рассказал CBS News, что власти России обратились за помощью к ФБР. Отношения между США и Россией сегодня находятся на самой низкой отметке с момента прихода Путина к власти в 2000 году, и уже появились убедительные свидетельства того, что рейс 9268 с 224 пассажирами и членами экипажа на борту упал из-за взрыва бомбы. Более того, если американская разведка достоверно установит, что самолет был уничтожен ИГИЛ, это станет большим конфузом. Если это так, то вполне вероятно, что экстремистская группировка таким способом отреагировала на недавнюю интервенцию России в Сирии. Интервенцию, которую решительно осудил Запад.

Почему же в таком случае Кремль хочет, чтобы в деле, которое может серьезно ослабить общественную поддержку сирийской кампании, участвовало ФБР? Видимо, Москва хочет выжать максимум из этой отвратительной ситуации. Крушение самолета на Синае произошло спустя несколько недель после того, как Россия начала свою весьма неоднозначную воздушную операцию по просьбе режима Башара аль-Асада. Российский президент Владимир Путин назвал это решение важнейшей составляющей общих усилий по сдерживанию террористической угрозы. Выступая в конце сентября в ООН, Путин сказал:

... в лагерях «Исламского государства» проходят «обкатку» боевики из многих стран, в том числе из европейских. К сожалению, должен сказать об этом прямо, уважаемые коллеги, и Россия не является здесь исключением. Нельзя допустить, чтобы эти головорезы, которые уже почувствовали запах крови, потом вернулись к себе домой и там продолжили свое черное дело. Мы этого не хотим. Ведь этого никто не хочет, не так ли? Россия всегда твердо и последовательно выступала против терроризма во всех его формах.

Согласно данным опросов, проведенных до катастрофы, россияне в большинстве своем поддержали интервенцию в Сирии, хотя многих беспокоит то, что Россия втянется в затяжной военный конфликт. Эти опасения могут серьезно усилиться, если российское общество придет к мнению о том, что воздушная кампания в Сирии усилила террористическую угрозу, превратив россиян в новую мишень для экстремистских группировок на Ближнем Востоке. Как я уже писала недавно, в России проживает 15 миллионов мусульман, и большинство из них - сунниты. А Москва в таких условиях наносит удары по суннитским укреплениям в Сирии.

Российские власти вряд ли нуждаются в помощи ФБР при расследовании авиакатастрофы. Но Путин должен убедить свой народ, как он это делал раньше, что не он несет ответственность за теракты против России. Это глобальная проблема, которая ему неподвластна, и это не прямое следствие его политики. Обратившись к ФБР, российские власти наверняка прибегают к своим старым доводам, которыми они пользовались после 11 сентября — что Россия и прочие мировые державы находятся в одной лодке и вместе борются с общим врагом. Существует также возможность, что если Россия в сотрудничестве с западными странами будет расследовать катастрофу на Синае, это ослабит международную критику в связи с ее интервенцией в Сирии.

В прошлую пятницу путинское правительство уже признало, что есть веские доказательства, указывающие на причастность ИГИЛ к взрыву на борту рейса 9268, который эта группировка осуществила в отместку за действия России в Сирии. (Правда, кремлевский рупор Sputnik News предположил, что самолет могли взорвать британские спецслужбы.) Некоторые западные страны, включая Британию, еще раньше пришли к выводу о причастности ИГИЛ, а Лондон на прошлой неделе даже прекратил полеты в Шарм эль-Шейх. Днем позже, после совместного совещания российского Совета безопасности и Национального антитеррористического комитета, Путин временно приостановил полеты российской гражданской авиации в Египет. Но Путину очень сложно говорить об этой катастрофе у себя дома, потому что она ослабляет его общественную поддержку. Задача здесь весьма деликатная.

Давно наблюдающая за Кремлем и пишущая о нем Маша Липман заметила в своей статье на сайте New Yorker, что Путин, как и прежде, воспользуется авиакатастрофой для «патриотического сплочения народа».

Этот патриотический посыл почти наверняка приведет к тому, что авиакатастрофа никак не повлияет на мощную популярность Путина и не заставит людей усомниться в его военной кампании в Сирии.

Липман права в том смысле, что благодаря мощной и передовой пропагандистской машине государственного телевидения (которое до сих пор является главным информационным источником для большинства россиян), чувства патриотизма и национальной гордости, противопоставленные ужасной угрозе со стороны Запада, как считают многие русские, заставили население страны согласиться на экономические тяготы и лишения, вызванные военными набегами Кремля на Украине, а теперь и в Сирии.

Но россиянам не понравится, если в больших количествах начнут погибать их ни в чем не повинные сограждане, особенно когда правительство оправдывает авторитарные меры необходимостью обеспечить безопасность населения. Мы также знаем о том, что контртеррористические усилия России внутри страны часто приводили к гибели людей, как это было в 2002 году во время захвата заложников в московском театре, когда погибло около 130 человек, а также в 2004-м в школе города Беслана, где погибли сотни человек, в том числе, много детей. Как отметил на страницах «Московского комсомольца» журналист Михаил Костровский (Ростовский — прим. пер.),

Когда цена «защиты национальных интересов страны» является пусть высокой, но абстрактной, общество готово заплатить ее без колебаний. Но когда эта цена вдруг становится до ужаса конкретной и выражается во внезапной массовой смерти полных жизненной энергии и счастливых людей, то ситуация меняется.

Вспомним трагедию подводной лодки «Курск» в августе 2000 года, которая вызвала беспрецедентную волну возмущений по всей стране против Путина. Этот атомный подводный ракетный крейсер затонул во время учений ВМФ в Баренцевом море, и весь экипаж в количестве 118 человек погиб. Путин остался отдыхать на Черном море, и в Москву вернулся лишь через пять дней после трагедии. Что еще хуже, российское правительство ответило отказом на предложения о помощи в спасении экипажа, с которыми выступили США, Британия и Норвегия, и сначала пыталось возложить вину за гибель лодки на иностранное судно, якобы столкнувшееся с ней, не желая признать истинную причину — взрыв топлива в торпеде, которую должен был испытать экипаж. Прошлым летом я была в Мурманске, где базируется российский Северный флот, и откуда родом многие погибшие моряки. Меня поразил тот гнев, который граждане России до сих пор испытывают к Путину, хотя после трагедии «Курска» прошло уже 15 лет. Коллективная память в России по-прежнему хранит эти воспоминания.

Проблемы для Кремля, возникшие в связи с катастрофой на Синае, выходят далеко за рамки того горя, которое испытывают люди из-за этой трагедии. Сейчас в Египте отдыхают более 70 000 российских туристов, причем многие из них - на курортах Шарм эль-Шейха и Хургады. Теперь, когда регулярные пассажирские рейсы отменены, Россия начала вывозить своих граждан домой. Но от этого пострадали и многие другие россияне.

Египет - это одно из немногих мест отдыха, которые по карману россиянам при нынешних ценах. (Западная Европа сегодня стала непозволительной роскошью для большинства жителей России из-за снижения курса рубля, связанного с падением нефтяных цен.) Российские средства массовой информации сообщают, что 200 000 россиян уже заплатили за путевки в Египет до конца декабря. Если туроператорам придется возвращать деньги, они обанкротятся. А многие россияне будут недовольны тем, что их отпуск испорчен.

Есть глубокая ирония в том, что Россия неожиданно обратилась за помощью к ФБР в расследовании синайской катастрофы ввиду ее весьма сомнительных успехов в предыдущих зарубежных расследованиях. Как нам теперь известно, до взрыва на Бостонском марафоне в 2013 году Россия контактировала с ФБР по поводу одного из террористов — Тамерлана Царнаева, и это вызвало множество вопросов. Российская ФСБ сначала устроила «рекогносцировочную экспедицию» в попытке узнать, что американской разведке известно о Царнаеве. Но она так и не проинформировала США о его шестимесячном пребывании на Северном Кавказе, где немало радикально настроенных исламистов.

Кроме того, российское правительство сделало все возможное, чтобы опровергнуть улики и свидетельства голландского расследования обстоятельств гибели самолета Малазийских авиалиний в небе над Украиной в июле 2014 года. Вначале, воспользовавшись поддельными спутниковыми снимками, публично представленными российским Министерством обороны, правительство утверждало, что самолет был сбит украинским истребителем. Когда голландские следователи представили неопровержимые доказательства того, что самолет был сбит российской ракетой «Бук», Кремль заставил компанию-изготовителя этой ракеты «Алмаз-Антей» сделать заявление о том, что дата производства данной ракеты указывает на ее принадлежность Украине. (Председателем правления «Алмаз-Антея» является Виктор Иванов, один из ближайших коллег Путина по санкт-петербургскому КГБ.)

Западные исследователи стопроцентно опровергли российские объяснения по поводу катастрофы малазийского лайнера, в том числе, независимые эксперты из группы Bellingcat, представившие подробный отчет со спутниковыми фотографиями о переброске ракеты «Бук» из России на восток Украины в удерживаемый повстанцами район, где 17 июля был произведен ее пуск по малазийскому самолету. Эта экспертная группа также зафиксировала траекторию полета ракеты, показав, что ее пуск был произведен с контролируемой повстанцами территории.

Граждане демократических стран обычно признают, что их власти не идеальны, и что порой случаются страшные ошибки, ведущие к гибели многих людей. Они могут призвать своих руководителей к ответу, а со временем проголосовать против них и лишить этих людей власти. Но они никогда не сомневаются в легитимности своего правительства. Россия стала диктатурой, и ее гражданам говорят, что их лидер непогрешим, и что благодаря его жесткой политике страна находится в безопасности. Но когда происходит катастрофа типа вероятного взрыва на борту рейса 9268, подотчетность властей становится большой проблемой. (То же самое можно сказать о Египте под руководством президента ас-Сиси, являющемся авторитарным государством. Его правительство не хочет признавать, что египетские аэропорты небезопасны, и не только из-за нежелания терять ценные долларовые доходы от туризма, но и потому что это порождает недоверие к режиму, чья популярность основана на национальной безопасности.) Вот почему Путин выжидал почти два дня, и лишь потом сделал публичное заявление по поводу катастрофы, вызвав множество предположений и домыслов в российской прессе.

Путин обосновывает военное вмешательство России в Сирии тем, что с террористами лучше бороться за рубежом, нежели внутри страны. Есть все основания полагать, что он воспользуется синайской катастрофой и будет говорить о необходимости еще более активного вмешательства России в ближневосточные дела. Но крушение рейса 9268, а также решение правительства России о том, что Египет стал опасной страной для российских туристов, может заставить граждан этой страны усомниться в такой логике.