Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Над Америкой нависла тень упадка. Обновление страны сомнительно

Bloomberg: США слишком расколоты, чтобы провести необходимые обновления в стране

© AP Photo / Mariam ZuhaibАмериканские флаги развеваются на ветру возле Капитолия во вторник, 23 апреля 2024 года, в Вашингтоне. Сенат рассматривает вопрос выделения 95 миллиардов долларов военной помощи Украине, Израилю и Тайваню.
Американские флаги развеваются на ветру возле Капитолия во вторник, 23 апреля 2024 года, в Вашингтоне. Сенат рассматривает вопрос выделения 95 миллиардов долларов военной помощи Украине, Израилю и Тайваню. - ИноСМИ, 1920, 21.05.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Упадок в США будет только усугубляться, ведь из-за внутреннего раскола остановить его страна не может, сообщает Bloomberg. Среди американских элит нет единой точки зрения на существующие проблемы и пути их решения, отмечает автор статьи. Это угрожает катастрофой для государства, теряющего мировое господство.
Когда в XIX веке в Британии начался спад, викторианцы провели реформы и добились еще одного успеха. США слишком расколоты, чтобы сделать то же самое.
Вот вопрос, который годами занимал умников и политиков: сможет ли Америка оставаться самой могущественной державой в мире, чтобы защищать свои собственные интересы, а также международный порядок? Или США находятся на ранних стадиях векового упадка? Пролет Marine One — "Вертолета морской пехоты №1" на днях над моей головой в сторону Белого дома, стал полезным напоминанием о том, что все зависит от вашей точки зрения.
Marine One — это ставший иконой зелено-белый вертолет, который перевозит американских президентов. Немногие картины изображают "супердержаву" лучше, чем президент Соединенных Штатов, выходящий из своего вертолета на Южной лужайке под приветствие крепкого морского пехотинца в синей форме с красными лампасами. Однако фотогеничность этого образа резко снижается, если вспомнить, что пассажиры Marine One последних лет — как Джо Байден, так и его предшественник и возможный преемник Дональд Трамп — заставляют нашу сверхдержаву выглядеть похожей на геронтократию. Даже сами эти вертолеты уже миновали век своего расцвета. Ведь они находятся в эксплуатации с 1975 года. Их производитель, корпорация Lockheed Martin, пытается заменить их современными машинами, но наталкивается на серьезные препятствия: новая модель недавно так сильно обожгла выхлопами двигателей траву Южной лужайки, что ее "разжаловали" и перевели на асфальтовые площадки для использования только вспомогательным персоналом Белого Дома.
Сверхдержавы, подумал я про себя, подобны вертолетам в том смысле, что их лидеры должны вовремя признавать, что эти страны уже выдохлись, а затем провести необходимые обновления. По всей видимости, к такому выводу пришло и "Управление общих оценок", своего рода аналитический центр Пентагона. Чтобы получить представление о будущем курсе полете Америки, Управление спонсировало подготовку серии исследований известной корпорации Rand. Их авторы — Майкл Мазарр, Тим Свейс и Дэниел Тапиа — изучили практически все соответствующие исторические прецеденты упадка государств и империй, а также теории о причинах этих явлений и возможных решениях по их избежанию.
Тематические исследования охватывают разные столетия: от Древнего Рима и Китая эпохи Сун до городов-государств Италии эпохи Возрождения, от Нидерландов и Швеции в XVII веке до императорской Испании и Франции, от Османской и Австро-Венгерской империй до Советского Союза. Все они были весьма могущественны, и все пали.
Причины их упадка были разнообразными, но некоторые из них повторяются. Одной из распространенных закономерностей старения держав является бюрократическое закостенение и метастазирование внутренних проблем.Эти тенденции создают нагрузку на государственные институты, которые элиты нещадно эксплуатируют, соперничая с конкурирующими фракциями той же элиты и игнорируя при этом общее благо своего общества. Эту патологию можно назвать токсичной смесью внутренних сложностей и раскола общества.
Этот диагноз, безусловно, присутствует в сегодняшней Америке. Вопрос заключается в том, что может с этим сделать великая держава, осознающая, что ей грозит упадок. Могут ли США выявить свои проблемы, найти рациональные решения и развернуть траекторию своего развития в обратном направлении в стремлении вновь обрести мировое превосходство? Удручающий ответ корпорации Rand заключается в том, что подобные перемены — от великой державы к средней или малой и обратно к великой — "трудно обнаружить в исторических анналах".
Несколько держав пытались сделать, но потерпели неудачу, в том числе Советский Союз в 1980-х годах. Другие, такие как послевоенная Япония и Западная Германия, не столько обновились, сколько были воскрешены своими же завоевателями (в частности, Соединенными Штатами), что делает их непригодными в качестве моделей. Прецедентом, наиболее сопоставимым с сегодняшними США и одновременно наиболее обнадеживающим, является викторианская Британия.
Несмотря на потерю американских колоний, британцы хорошо пережили первую промышленную революцию и наполеоновские войны. Однако к середине 1800-х годов Великобритания столкнулась с широким спектром проблем. Власть по-прежнему была сосредоточена в руках небольшой мужской землевладельческой элиты, в то время как новый рабочий класс ютился в тесных и мрачных городах, переживавших голод и опустошенных повторяющимися вспышками холеры. Дети работали на текстильных фабриках и шахтах, а у женщин было мало прав, о которых можно было бы вообще говорить. Эта диккенсовская нация, даже со своей огромной колониальной империей, казалось, вряд ли сможет устоять во время зарождающейся второй промышленной революции и противостоять новым и амбициозным конкурентам, таким как Германия и США.
Однако в ответ Великобритания провела несколько раундов реформ, но не как часть единого плана, а как серию прагматичных решений, которые завершились новым общественным договором. Как заметил мой коллега Адриан Вулдридж, отмена "хлебных законов" в 1846 году снизила цены на продукты питания для бедных и либерализовала торговлю. Избирательное право было распространено на большее количество мужчин, а затем и на женщин. Были улучшены условия труда, детский труд отменен. Медицинское обслуживание и образование стали значительно совершеннее.
Президент компании BYD Ван Чуаньфу представляет гибридный седан BYD Qin на автосалоне в Пекине - ИноСМИ, 1920, 20.05.2024
Торговый конфликт США и Китая выходит на новый уровень
Различие между викторианской Британией и другими державами, находящимися в упадке, похоже, заключается в том, что элиты, хотя и конкурирующие между собой, все же нашли достаточно точек соприкосновения, чтобы договориться о реформах. Частично их мотивацией, возможно, было желание избежать более радикальных потрясений, таких как Французская революция, которая все еще была свежа у них в памяти. Исследователи Rand называет это коллективное викторианское достижение "обновлением ожидания". Это позволило реформированной Британии оставаться достаточно сплоченной и динамичной, чтобы сохраниться в качестве крупной мировой державы даже в XXвеке. Упадок империи удалось если не полностью предотвратить, то хотя бы заметно отсрочить.
Сегодняшние США могли бы совершить аналогичный исторический подвиг, но при условии, что их политический класс сплотится, как это сделали викторианцы. В демографическом отношении Америка сталкивается с меньшим количеством проблем, чем ее очевидные конкуренты, такие как Китай и Россия, имея относительно более высокий уровень рождаемости и чистой миграции. Американские компании, инвесторы и инженеры-инноваторы остаются одними из лучших в мире. Если конкуренция держав во время второй промышленной революции зависела от телеграфа, электрификации и развития сети железных дорог, то сегодня она проистекает в сфере искусственного интеллекта и квантовых вычислений, где у США есть приличные шансы на лидерство.
Вся проблема состоит именно в том самом предварительном условии – способности наших политических элит найти общую почву для реформ. И я не вижу больших шансов на это, и не только потому, что мы живем в год выборов, что еще больше ухудшает ситуацию. Политики, принимающие решения в Америке, настолько расколоты, что, как полагают исследователи Rand, "в Соединенных Штатах пока нет общего признания существующих проблем. Хотя некоторые из них и порождают широкое разочарование в обществе, у элит не возникает консенсуса в понимании тех препятствий на пути к обновлению, которые требуют срочного устранения".
Вот так: мы не можем договориться даже о том, что нам нужно исправлять, не говоря уже о том, как это делать. Единственная хорошая состоит новость состоит в том, что если смотреть на геополитический баланс, то мы увидим, что у конкурентов Америки тоже есть проблемы, которые кажутся, по крайней мере, столь же неразрешимыми. Это относится к таким нашим противникам, как Китай, Россия, Иран и Северная Корея, а также и растущим средним державам — Индии, Турции, Бразилии или Индонезии.
Сочетание в США внутриполитических сложностей и разногласий в элите обрекает на неудачу многие корпоративные реорганизации, перезагрузку систем и национальное обновление. Это порождает для Вашингтона острую необходимость срочно решать эту проблему, как ради Америки, так и ради всего мира. И началом могло бы стать приобретение новых правительственных вертолетов, которые не опаляют лужайку перед Белым домом.