Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
У границ Украины происходит величайшая концентрация огневой мощи в Европе со времен холодной войны, пишет Economist. В редакционной статье собраны "доказательства" того, что Россия скоро нападет на соседнюю страну. О том, что войска могут быть сконцентрированы и с другой целью — для защиты от НАТО — в публикации ничего не сказано.
Кризис на российско-украинской границе не думает ослабевать. 27 января президент США Джо Байден сообщил своему украинскому коллеге Владимиру Зеленскому, что вторжение России на Украину в феврале остается "вероятным". 31 января Россия схлестнулась с Америкой на специальной сессии Совета Безопасности ООН. Российские соцсети пестрят роликами о переброске войск по железной дороге и шоссе. Но как велико и необычно это развертывание?
Чтобы понять его масштабы, надо знать, так сказать, разменную монету российской армии. Это батальонная тактическая группа (БТГ) численностью от 600 до 1 000 человек, оснащенная собственной артиллерией, ПВО и тыловым обеспечением. В ходе ожесточенных боев российско-украинской войны 2015 года Россия развернула не более десятка БТГ. По словам Конрада Музыки из фирмы Rochan Consulting, которая отслеживает передвижения российских военных, сегодня в приграничных районах развернуто от 74 до 76 БТГ. Примерно пятая часть находится в Белоруссии. 30 января один американский чиновник заявил, что туда направляется "до 30 000" военнослужащих.
В общей сложности, говорит Музыка, близ Украины расположились части десяти российских общевойсковых армий страны (а всего этих формирований высокого уровня, обычно из нескольких дивизий, одиннадцать). Кроме того, подсчет БТГ не учитывает ни военно-воздушных, ни военно-морских сил, ни подразделений ВДВ, которые теперь снова доступны после короткой вылазки в Казахстан в начале этого месяца. Сложите всё это, и у России получится свыше 130 000 военнослужащих.
Это еще не крупнейшая мобилизация времен холодной войны. В 1968 году, когда Советский Союз и его союзники по Варшавскому договору вторглись в Чехословакию, они направили туда четверть миллиона солдат и еще десять дивизий оставили в тылу. Но это вполне в масштабах крупнейших советских учений за всю историю холодной войны — "Запад-81". В них участвовало до 150 000 солдат, и они превзошли крупнейшие учения НАТО "Возвращение войск в Германию" (Reforger) 1988 года, собравшие всего 125 000. Россия сегодня собрала даже больше войск, чем Америка в Европе перед первой войной в Персидском заливе в 1991 году или воздушной кампанией НАТО против Сербии в 1999 году. И намного больше, чем в Первую и Вторую чеченские войны 1994 и 1999 годов, в которых участвовало менее 50 000 солдат.
В абсолютных цифрах последней мобилизацией такого масштаба была операция "Буря" — хорватское наступление на Сербию 1995 года во время балканских войн, в ходе которого в бой было брошено до 130 000 хорватских военнослужащих. При этом российские вооруженные силы вооружены и оснащены значительно лучше хорватских и имеют в своем распоряжении значительно более мощный воздушный и ракетный потенциал. Иными словами, это, пожалуй, крупнейшее скопление огневой мощи в Европе за последние 40 лет.
И при этом сухопутными войсками дело не ограничивается. 20 января Минобороны России объявило, что все четыре ее флота — Балтийский, Черноморский, Северный и Тихоокеанский — в январе и феврале проведут учения с участием более 140 боевых кораблей и судов обеспечения и 10 000 человек личного состава. Помимо прочего пуски ракет планируются у западного побережья Ирландии. Боевые корабли Балтийского и Северного флотов уже направляются в Черное море, в том числе десантные для возможных вылазок или рейдов на украинские порты. Часть кораблей даже перебрасывается на юг по суше — например, президентский катер Владимира Путина.
Однако самый тревожный момент этого наращивания меньше всего бросается в глаза. У военных стратегов принято делить боевые силы на "зубы" (грубо говоря, всякие штуки с пушками) и "хвосты" (другие штуки, которые их поддерживают). Солдаты и танки бесполезны, если простаивают без горючего и снарядов. Финский военный аналитик Петри Мякеля (Petri Mäkelä) видит признаки подготовки или перемещения целого ряда вспомогательных средств, в том числе тех, что обычно подчиняются формированиям высоко уровня и редко используются для учений. Среди них радиолокационные комплексы дальнего действия, радиорелейные системы и запасные ракеты для наступательных пусковых установок и систем ПВО.
Были также замечены инженерные, логистические и медицинские службы. Российские трубопроводные войска, которые быстро заправляют механизированные части и могут прокладывать до 80 км труб в день, были замечены в Краснодаре, недалеко от Крыма. По сообщению Reuters и CNN, американские чиновники также заявили, что Россия переместила к украинской границе свои запасы донорской крови. Есть также признаки того, что российские силы "разминаются" и иными способами. "Мы видим признаки, что они перемещаются в более мелкие населенные пункты вблизи украинской границы", — говорит Дара Массикот (Dara Massicot) из исследовательского центра корпорация "РЭНД". "В целом это не сулит ничего хорошего. Такое развертывание — это обычно последний признак".
Пока еще не все готово. Многие из развернутых подразделений не укомплектованы, хотя дополнительные войска могут быть переброшены в течение трех дней. Оборонно-разведывательная фирма "Джейнс" (Jane’s) среди "окончательных признаков" наступления назвала мобилизацию парашютистов и переброску транспортных самолетов и боевых самолетов на авиабазы вблизи границы (некоторые из них уже прибыли на места). В случае масштабного наступления России придется мобилизовать крупномасштабные резервы, а также силы ОМОНа (отряды типа жандармерии) и другие военизированные формирования для удержания захваченных позиций.
Поэтому мысль, что наращивание российского потенциала — всего лишь "обычная ротация", как 28 января предположил президент Зеленский, нелепа. И пожалуй, самое поразительное здесь — что Россия мобилизовала подразделения со всех уголков своей территории. Практически опустел даже Восточный военный округ, который простирается до границы с Северной Кореей: бóльшая часть его сил отправилась в Белоруссию. "Никогда с 1922 года на границе с Монголией и Китаем не было так мало войск, — отмечает российский военный аналитик Алексей Карпычев, — даже в тяжелейший 1941 год, когда на Советский Союз напала нацистская Германия".