Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Если между Россией и Украиной разгорится война, следует ожидать жертв с обеих сторон, пишет Forbes. По словам автора статьи, у ВСУ есть "грозные" системы ПВО. Но Киев все равно может потерять много самолетов. Москва ранее заявляла об отсутствии планов "вторжения".
Война 2014 на Украине была безжалостной для пилотов истребителей и экипажей вертолетов, чья работа заключалась в обеспечении непосредственной воздушной поддержки наземных войск на передовой. Высокая плотность расположения ракет класса "земля — воздух" и орудий с обеих сторон конфликта означала, что любая задача по непосредственной авиационной поддержке должна проходить через настоящую огненную стену.
Неудивительно, что тип самолета с неподвижным крылом, понесший наибольшие потери, — это штурмовик Су-25 ("Лягушачья лапа" по кодификации НАТО — Прим. ИноСМИ), которому приходится летать ближе всего к фронту.
Во время своей короткой, обреченной на поражение воздушной кампании против поддерживаемых Россией сепаратистов в Донбассе в 2014 и 2015 годах украинские военно-воздушные силы потеряли пять Су-25 в результате действий противника. Эти сбитые самолеты в сочетании с другими потерями вынудили Киев вывести всю авиацию с Донбасса, оставив там войска без прикрытия с воздуха.
Российские "Лягушачьи лапы", по-видимому, не играли серьезной роли в боевых действиях восемь лет назад, но будут задействованы, если Россия расширит зону боевых действий на Украине, что, по мнению многих аналитиков, все более вероятно.
Ожидайте жертв... с обеих сторон. Российские воздушные полки, состоявшие из Су-25, понесли большие потери во время вторжения России в Республику Грузия в 2008 году. Грузинские средства ПВО, стрелявшие старыми советскими ракетами, всего за четыре дня сбили шесть Су-25.
Противовоздушная оборона Украины грознее, чем у Грузии, и , возможно, представляет большую опасность для низколетящих дозвуковых "Лягушачьих лап", когда они выстраиваются в линию, чтобы открыть огонь из пушек, запустить ракеты и сбросить бомбы.
Потери собственных украинских Су-25 были особенно шокирующими, учитывая, что в то время военно-воздушные силы эксплуатировали не более трех десятков самолетов, оставшихся на Украине от советских полков после распада СССР в 1991 году. Пятнадцать процентов личного состава пало в бою в течение нескольких месяцев.
Ракеты класса "Земля — воздух", которые были выпущены с территории Донбасса, а также, как сообщается, были запущены российскими подразделениями через границу, сбили по меньшей мере четыре киевских "Лягушачьих лапы". Сообщали также, что пятый Су-25 вступил в бой с российским истребителем Миг-29.
Эти потери подчеркнули уязвимость Су-25. Прочный корпус "Лягушачьей лапы" и сравнительно толстая броня не могут спасти его, когда сама природа задач по непосредственной авиационной поддержке требует летать в одном из самых опасных воздушных пространств на Земле.
Но при том, что высокая цена авиационной поддержки самолетами с неизменяемой геометрией крыла побудила ВВС США в последние годы неоднократно пытаться избавиться от собственных штурмовиков A-10 — предложения, которые Конгресс последовательно отвергал, — ни украинские, ни российские ВВС не отказались от этих самолетов для участия в подобных миссиях.
После ремонта многих старых "Лягушачьих лап", ВВС Украины в настоящее время эксплуатируют порядка 31 самолета в составе одной бригады в Николаеве на побережье Черного моря. Еще около дюжины остаются на консервации.
Российские ВВС, со своей стороны, располагают почти 200 самолетами Су-25 в четырех полках плюс отдельной эскадрильей. Три полка с пятью эскадрильями в каждом — всего около 80 "Лягушачьих лап" — принадлежат Южному военному округу, боевые части которого находятся в пределах досягаемости для удара по Украине.
Россия в последние месяцы сосредоточила огромные силы вдоль границы с Украиной: тысячи транспортных средств для десятков батальонных тактических групп численностью порядка 100 000 военнослужащих или более, возможно, сигнализируют о неизбежной эскалации войны.
На более раннем этапе наращивания сил прошлой весной русские разместили Су-25 на аэродромах поближе к Украине, но затем в мае отозвали их. Потребуется всего несколько дней, чтобы вернуть десятки "Лягушачьих лап" на передовые базы. Одна эскадрилья недавно была переброшена в Белоруссию для проведения учений и может остаться там, поближе к потенциальной линии фронта.
Украинцы, тем временем, готовятся к войне. Киевские пилоты "Лягушачьих лап" приняли участие в масштабных воздушных учениях в декабре. В ходе военных игр они продемонстрировали свой фирменный полет на сверхнизких высотах — режим, который должен помочь им избежать обнаружения зенитчиками врага до тех пор, пока самолеты не окажутся прямо над головой.
Однако крайне сомнительно, что полеты на малых высотах помогут им спастись.