The New York Times (США): Холокост стал еще более шокирующим

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Исследователи Мемориального музея Холокоста США приступили к мрачной задаче документирования всех гетто, мест использования рабского труда, концентрационных лагерей и фабрик смерти, которые нацисты в начале XX века создали по всей Европе. То, что они обнаружили, потрясло даже учёных, глубоко погруженных в историю, пишет The New York Times.
Тринадцать лет назад исследователи Мемориального музея Холокоста Соединенных Штатов приступили к мрачной задаче документирования всех гетто, мест использования рабского труда, концентрационных лагерей и фабрик смерти, которые нацисты создали по всей Европе.
То, что они обнаружили к настоящему времени, потрясло даже ученых, глубоко погруженных в историю Холокоста.
Исследователи составили каталоги, в который вошло около 42 500 нацистских гетто и лагерей по всей Европе, созданных в контролируемых немцами районах от Франции до России и самой Германии во время бесчеловечного правления Гитлера с 1933 по 1945 годы.
Эта цифра настолько ошеломляющая, что даже коллеги-исследователи Холокоста должны были убедиться, что правильно ее расслышали, когда в конце января на академическом форуме в Немецком историческом институте в Вашингтоне ведущие исследователи представили свои выводы.
Их число гораздо больше, чем мы первоначально предполагали, — сказал директор института Хартмут Бергхофф (Hartmut Berghoff) в интервью после ознакомления с новыми данными.
"Мы и раньше знали, какой ужасной была жизнь в лагерях и гетто, — сказал он, — но цифры невероятны".
Среди задокументированных лагерей — не только "центры убийств". В каталог вошли и тысячи трудовых лагерей, где заключенных заставляли изготавливать предметы военного назначения, лагеря для военнопленных, места, эвфемистически называвшиеся центрами "оказания помощи", где беременных женщин заставляли делать аборты или убивали их новорожденных детей, а также публичные дома, где женщин принуждали к сексу с немецкими военнослужащими.
Аушвиц (Освенцим) и несколько других концентрационных лагерей в общественном сознании стали символом нацистской машины убийства. Точно так же нацистская система заключения еврейских семей в гетто в родном городе стала ассоциироваться с одним местом — Варшавским гетто, известным восстанием 1943 года. Но как до боли ясно показывает новое исследование, эти лагеря и гетто, какими бы печально известными они ни были, представляют собой лишь ничтожную долю всей системы созданной нацистской Германией.
Карты, созданные исследователями для обозначения месторасположения лагерей и гетто, превращают обширные районы Европы военного времени в черные очаги смерти, пыток и рабства — с центром в Германии и Польше, но простирающиеся во всех направлениях.
The New Yorker (США): историки подвергаются нападкам за исследование роли Польши в ХолокостеБезнаказанно разделавшись за годы жизни в Америке с советской и постсоветской историографией, Маша Гессен попробовала сделать то же самое с польской. Но на этот раз нашла коса на камень. Ее статья о том, как полякам надо относиться к своей истории, уже вызвала протесты польского МИДа, а заодно и музея в Аушвице и многих польских историков.
Ведущие редакторы проекта Джеффри Мегарджи (Geoffrey Megargee) и Мартин Дин (Martin Dean) подсчитали, что в лагерях и гетто, которые они выделили в отдельную часть многотомной энциклопедии, погибли или находились в заточении от 15 до 20 миллионов человек. (Музей Холокоста опубликовал первые два тома, а к 2025 году должны выйти еще пять).
О существовании многих отдельных лагерей и гетто раньше было известно лишь на основе разрозненных фактов по регионам. Но исследователи, используя данные, полученные примерно из 400 источников, впервые документируют все свидетельства и факты, изучая, их местонахождение, принцип управления ними и их назначение.
Страшные испытания, через которые пришлось пройти пережившему Холокост 84-летнему Генри Гринбауму (Henry Greenbaum), который живет в пригороде Вашингтона, являются типичным примером всего разнообразия созданных нацистами гетто и лагерей.
Когда Генри Гринбаум, волонтер музея Холокоста, рассказывает сегодня посетителям о своей одиссее в годы войны, слушатели неизменно проявляют особый интерес к его заключению в Освенциме, самом печально известном из всех лагерей, в котором он находился в течение многих месяцев.
Но в его памяти так же глубоко запечатлелись образы других лагерей, в которых нацисты его держали нацисты, как и номер концентрационного лагеря — A188991 — вытатуированный на его левом предплечье.
В интервью он быстро, один за другим отметил все места своего заточения, и подробности по-прежнему были яркими.
Сначала было гетто Стараховице в его родном городе в Польше, куда немцы согнали его семью и других местных евреев в 1940 году, когда ему было всего 12 лет.
Потом был трудовой лагерь за городом с заборами высотой в два метра, куда перевезли его с сестрой, а остальных членов семьи отправили на смерть в Треблинку. После его обычной рабочей смены на заводе немцы заставляли его и других заключенных рыть траншеи, которые использовались для захоронения тел жертв. Его отправили в Освенцим, затем перевели на работу на химический завод в Польше, известный как Буна Моновиц (Освенцим 3), куда его и еще около 50 заключенных, содержавшихся в главном лагере в Освенциме, доставили для производства резины и синтетического масла для авиационных двигателей. И в конце был еще один трудовой лагерь во Флоссенбюрге, недалеко от чешской границы, где еды было так мало, что при росте 173 сантиметра он стал весить менее 45 килограммов.
К 17 годам Генри Гринбаум за пять лет побывал в рабстве в пяти лагерях, и его должны были направить в шестой, когда в 1945 году американские солдаты освободили его. "Никто даже не знает об этих местах, — сказал Гринбаум. — Необходимо все задокументировать. Это очень важно. Мы стараемся рассказать молодежи, чтобы они знали, и они будут помнить".
El País (Испания): Расстрельный Холокост в одной фотографииИстория Холокоста рассказанная на примере одной фотографии. Как оказалось, фотодокументов казней осталось очень мало, поэтому каждое такое фото изучается очень тщательно. Помимо рассказов о жертвах и преступниках, в статье всплывают и очень трагические моменты — например, замалчивание участия уроженцев Польши и Украины в казнях евреев.
Исследование также может иметь юридический результат, поскольку помогут небольшому числу выживших обосновать с помощью документов свои сохраняющиеся претензии по поводу неоплаченных страховых полисов, разграбленного имущества, захваченной земли и других финансовых вопросов.
"Сколько исков было отклонено из-за того, что жертвы находились в лагере, о котором мы даже не знали?", — спросил Сэм Даббин (Sam Dubbin), юрист из Флориды, представляющий группу переживших холокост, которые пытаются предъявить иски европейским страховым компаниям.
По словам ведущего исследователя доктора Мегарджи, проект меняет понимание исследователями Холокоста того, как появлялись лагеря и гетто.
Исследователи обнаружили, что еще в 1933 году, в начале правления Гитлера, Третий рейх создал около 110 лагерей, специально предназначенных для содержания около 10 тысяч политических противников и других лиц. Когда Германия пошла в наступление и начала оккупировать соседние европейские страны, использование лагерей и гетто расширилось — в них стали содержать, а иногда и убивать не только евреев, но и гомосексуалистов, цыган, поляков, русских и представителей многих других этнических групп из Восточной Европы. Исследователи обнаружили, что лагеря и гетто значительно различались по своему назначению, организации и размерам — в зависимости от потребностей нацистов.
Самым крупным выявленным объектом является печально известное Варшавское гетто, в котором в самом разгаре событий находилось около 500 тысяч человек. Но в одном из самых маленьких лагерей — трудовом лагере Мюнхен-Швабинг в Германии — работал всего лишь десяток заключенных. Небольшие группы заключенных были отправлены туда из концентрационного лагеря Дахау под вооруженной охраной. По имеющимся сведениям, их выпороли и приказали выполнять физическую работу в доме ярой сторонницы нацистов, известной как "Сестра Пиа", убирать в доме, ухаживать за садом и даже изготавливать для нее детские игрушки.
Когда в 2000 году началось исследование, доктор Мегарджи сказал, что, основываясь на послевоенных оценках, он рассчитывал обнаружить около семи тысяч нацистских лагерей и гетто. Но цифры продолжали расти — сначала до 11,5 тысячи, потом до 20, 30, а теперь и до 42,5 тысяч.
Цифры поражают: 30 тысяч трудовых лагерей, 1150 еврейских гетто, 980 концентрационных лагерей, 1000 лагерей для военнопленных; 500 публичных домов, заполненных секс-рабынями, и тысячи других лагерей, которые использовали для эвтаназии пожилых и немощных людей, проведения принудительных абортов, "германизации" узников или транспортировки жертв в центры смерти.
В одном только Берлине исследователи собрали документы примерно о трех тысячах лагерей и так называемых еврейских домов. А в Гамбурге насчитывалось 1300 гетто и лагерей.
Доктор Дин, один из участников исследования, сказал, что полученные результаты не оставляют у него сомнений в том, что многие граждане Германии, несмотря на часто звучавшие после войны заявления о незнании, в то время должны были знать о повсеместном существовании нацистских лагерей.
"В Германии буквально никуда невозможно было поехать, не увидев трудовых лагерей, лагерей для военнопленных, концентрационных лагерей, — говорит он. — Они были везде".
Обсудить
Рекомендуем