Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В Казахстане стал поощряться новый тренд, когда представители "нетитульной нации" вынуждены извиняться перед казахами за то, что последние сочтут оскорблением в их адрес, пишет QMonitor. Этих "акты покаяния" напомнили автору статьи эпоху борьбы с "врагами народа".
Жандос Асылбеков
В нашей стране дурной традицией становятся попытки преподнести почти любой конфликт с участием "титульных" и "нетитульных" как межнациональный с последующими обвинениями в адрес вторых, которые, дескать, проявили неуважение к государствообразующему этносу, к его ценностям, героям и т.д. Затем в соцсетях поднимается волна гневного возмущения, а заканчивается все тем, что "виновные" публично раскаиваются, просят прощения у казахского народа, причем делают это явно не по своей воле. И так до следующего раза…
Очередной такой случай произошел совсем недавно, и в его эпицентре оказался олимпийский чемпион 2012-го по боксу, бывший депутат парламента и бывший же председатель комитета физической культуры и спорта министерства культуры и спорта РК 39-летний Серик Сапиев. Видимо, после ухода с высокой государственной должности у него теперь появилось много свободного времени, и он решил занять его участием в новой игре "батырбол", которая проводится в октагоне (площадка для смешанных единоборств) и представляет собой смесь баскетбола и борьбы, но в которой, похоже, еще надо дорабатывать правила.
В одном из эпизодов матча молодой файтер соперничающей команды Зелимхан Мусиханов схватил Сапиева за ноги, приподнял его и борцовским броском уложил на пол. Бывшему боксеру это сильно не понравилось, и в итоге последовавшая затем словесная перепалка чуть не переросла в драку. В разборку встрял тренер Александр Гольцман, личный наставник Мусиханова. На видеозаписи, размещенной в СМИ и соцсетях, можно услышать, что он говорил Сапиеву: "Да, тебя бросили, но ты же сам подписался на эти правила. Тогда зачем ты бьешь молодого бойца? Ты же олимпийский чемпион. Тебе не стыдно?". На что Серик несколько раз односложно ответил: "Я вскипел". То есть в тот момент он объяснял свою реакцию на борцовский прием собственной горячностью, эмоциями, но вовсе не тем, что противник пренебрег правилами.
А было ли нарушение со стороны Мусиханова? Трудно сказать, тем более что вряд ли в "своде законов" игры, придуманной совсем недавно, успели предусмотреть все моменты, которые могут возникнуть в ходе матча. Но даже если молодой файтер был в том эпизоде неправ с чисто спортивной точки зрения, то Серику следовало, не создавая конфликтную ситуацию, просто указать на это арбитру и потребовать наказать соперника в соответствии с правилами. Ведь, в конце концов, Сапиев, в отличие от Мусиханова, не только обладает огромным опытом как бывший профессиональный атлет, но и руководил два с половиной года всем отечественным спортом. Соответственно кто как не он должен показывать другим, особенно молодым, пример джентльменского поведения на ринге, в октагоне или где-то еще – вместо того, чтобы дать эмоциям возобладать над собой.
Совсем недавно, в ноябре прошлого года, в нашем издании была опубликована статья "Олимпийские чемпионы в Казахстане: скандал на скандале". Речь в ней шла о том, что очень многие из тех, кто приносил стране золотые медали летних Игр, впоследствии оказывались фигурантами неприятных историй, серьезным образом подмочивших их репутацию. Не избежали этого ни Илья Ильин и целая группа других штангистов, ни велогонщик Александр Винокуров, ни боксеры Ермахан Ибраимов, Бахтияр Артаев, Бахыт Сарсекбаев, Теперь этот список пополнился Сапиевым…
Впрочем, вернемся непосредственно к рассматриваемой истории. Конфликт между олимпийским чемпионом и молодым спортсменом вроде бы уладили, они даже пожали друг другу руки, но вскоре в масс-медиа развернулась широкая информационная кампания против Мусиханова, который, мол, проявил крайнюю степень неуважения к любимцу и гордости казахского народа. А когда его тренер сообщил, что тот до инцидента даже не подозревал, кого отправил на пол борцовским приемом, это не только не успокоило возмущенную общественность, но и, напротив, лишь подлило масла в огонь: как это, живет в Казахстане и не признал в сопернике олимпийского чемпиона и бывшего руководителя спортивного ведомства? Значит, точно не уважает…
Конечно, тем, кто сам занимается спортом, желательно знать в лицо "звездных" атлетов. Но и незнание не является чем-то предосудительным, тем более что во времена, когда Сапиев побеждал на ринге, Мусиханов был еще совсем ребенком (сейчас ему 20 лет) и вряд ли следил за международными спортивными событиями. К тому же современная молодежь практически не смотрит телевизор, редко читает интернет-издания – а где еще можно было увидеть и запомнить лицо Сапиева уже как председателя комитета?
Однако даже не это главное. В октагоне, в ринге, на борцовском ковре, баскетбольной площадке, футбольном поле (список продолжите сами) для спортсмена не должны иметь никакого значения ни титулы, ни национальность, ни возраст того, кто ему противостоит, – это всего лишь соперник, конкурент, которого он обязан во что бы то ни стало победить. Разумеется, действуя в рамках правил, установленных для этого вида спорта. Испытывать к кому-то пиетет, опасаться того, как бы не обидеть его ненароком, – значит, заведомо проиграть. Соответственно даже самые великие, соглашаясь участвовать в каких-то матчах или турнирах, включая неофициальные, должны быть готовыми к тому, что никто не станет считаться с их прежними заслугами. Таков непреложный закон спортивной борьбы. Мало того, нужно, наоборот, внушать молодым казахстанским атлетам, что для них в ринге, на ковре не должно быть никаких авторитетов, никаких "звезд". Это очень важный психологический фактор, без которого невозможно воспитать будущих чемпионов.
Люди, разбирающиеся в спорте, пытались в соцсетях объяснить, что ничего такого, в чем можно было бы разглядеть неуважение к олимпионику, не произошло, что налицо, может, неприятный, но все же в общем-то рядовой эпизод спортивного соперничества. Но их редкие голоса потонули в хоре тех, кто увидел в случившемся "антиказахское проявление" и решил устроить самый настоящий хейт в отношении молодого борца, а затем и его тренера. Давление на них оказалось настолько сильным, что, в конце концов, им пришлось выступить с покаянными заявлениями.
Мусиханов, опустив голову, зачитал по заготовленной (интересно, кем?) бумажке, что он был неправ и поэтому просит казахстанцев простить его. Гольцман тоже с опущенной головой и тоже глядя в заранее написанный текст, а заодно назвав Сапиева батыром, произнес похожие слова, после чего продублировал их на государственном языке.
Просить прощения у всего более чем 13-миллионного казахского народа и у всех почти 20 миллионов казахстанцев всего лишь за игровую стычку с одним отдельно взятым человеком, пусть даже очень известным? Такими темпами мы, наверное, скоро придем к тому, что после, допустим, футбольных матчей чемпионата нашей страны условные русские, татары, чеченцы будут извиняться перед всей страной за то, что во время поединка на поле не поделили что-то с игроками, принадлежащими к "титульному" этносу. Было бы смешно, если б не было так грустно…
Процедура "покаяния" оставила гнетущее впечатление. Она была пропитана, с одной стороны, абсолютной неискренностью, фальшью, а с другой, ощущением униженного состояния, в котором оказались эти два человека – спортсмен и его тренер. Можно лишь строить догадки, то ли они сами, не выдержав обрушившегося на них вала негатива, решили сделать публичное заявление, то ли им настоятельно порекомендовали извиниться, дав понять, что иначе в Казахстане у них не будет перспектив.
Как бы то ни было, от этого зрелища отдаленно пахнуло чем-то из средневековья с его судами инквизиции и из более близкой нам эпохи, когда всюду мерещились "враги народа"…