У Южного Кавказа большой потенциал, но это в большей части не пользуется из-за конфликта. Мы надеемся, что стороны сумеют преодолеть разногласия и увидят всю ту пользу, которая может быть после установления мира.
Агенство «Медиамакс» побеседовало со специальным представителем Евросоюза по вопросам Южного Кавказа и кризиса в Грузии Тойво Клааром накануне его визита в Армению (22 — 23 февраля).
«Медиамакс»: Вы видите предпосылки для формирования атмосферы доверия в переговорном процессе карабахского урегулирования?
Тойво Клаар: Путь к достижению мира, конечно, должен пролегать через переговоры, а переговоры могут произойти только в том случае, когда между сторонами есть хоть немного доверия.
К сожалению, рост напряжения на линии соприкосновения в апреле 2016 года отрицательно повлиял и сократил то доверие, которое было до этого. В то же время, в последнее время мы становимся свидетелями некоторых позитивных развитий, ситуация на месте более спокойная, заметна активность в переговорном процессе, в Кракове на встрече министров иностранных дел было достигнуто соглашение о расширении офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ. Давно нужно были сделать этот шаг.
Каждый конфликт отличается от других. Я могу сравнить карабахский конфликт с Грузией, где ситуация тоже очень сложная, и стороны имеют сильно противоречащие позиции, но случается меньше инцидентов и бывает меньше жертв, чем в Нагорном Карабахе. Так что, нужно прилагать больше усилий.
Для урегулирования проблемы Нагорного Карабаха нужно сделать ряд шагов в направлении формирования лучшей атмосферы. Мы ожидаем, что стороны останутся верны обязательству по сохранению перемирия, продемонстрируют сдержанность, будут участвовать в дальнейших переговорах и выполнят договоренности, достигнутые в Вене, Санкт-Петербурге и Женеве.
Последнее важно, потому что это будет способствовать улучшению ситуации и продвижению процесса. Это может стать первым шагом для формирования доверия, что очень важно и необходимо для более смелых шагов в дальнейшем.
После эскалации в 2016 году мы стали свидетелями роста популизма и не только на высшем уровне. Среди населения также раскол усилился. К сожалению, мы замечаем, что люди, которые желают предпринять действия для установления диалога или нахождения общих интересов с другой стороной для урегулирования проблемы, часто подвергаются резкой критике. Это очень тревожит. Построения мира и контакты между людьми очень важны для поддержки официального мирного процесса.
— Какую особую роль может сыграть Европейский Союз для урегулирования карабахской проблемы?
— У ЕС очень четкая позиция в вопросе Нагорного Карабаха — статус-кво является нестабильным. Конфликт должен быть как можно быстрее урегулирован, в соответствии с принципами международного права. ЕС полностью поддерживает сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которая является международно признанным форматом переговоров. Но я хочу подчеркнуть, что главная ответственность за нахождение компромиссов по урегулированию вопроса лежит на сторонах. Это то, что я говорю руководителям, когда встречаюсь с ними.
Я поддерживаю регулярную связь с сопредседателями Минской группы ОБСЕ и личным представителем Действующего председателя ОБСЕ. Это очень важно для ЕС, потому что мы желаем знать, как мы можем наилучшим образом способствовать мирному урегулированию проблемы. Европейский союз готов поддержать сторон и оказывать помощь в вопросе восстановительных работ, когда стороны дойдут до окончательного соглашения.
Мы поддерживаем программы гражданского общества, направленные на построение мира, и контакты между людьми, которые происходят в рамках Европейского партнерства ради мирного урегулирования Нагорно-карабахского конфликта. Эти инициативы осуществляются очень опытными общественными организациями, которые действуют в регионе на протяжении многих лет. Они могут помочь обществам восстановить прерванные контакты и выявить общие интересы и возможности для того, чтобы работать вместе. Мы знаем из опыта других конфликтов, что мирные договоры должны быть укреплены со стороны обществ.
— Вы оптимистичны в вопросе урегулирования карабахского вопроса?
У Южного Кавказа большой потенциал, но это в большей части не пользуется из-за конфликта. Мы надеемся, что стороны сумеют преодолеть разногласия и увидят всю ту пользу, которая может быть после установления мира.
— Было несколько поводов, когда ЕС заявлял о необходимости обеспечения прямого доступа в Нагорный Карабах и прилегающие территории для своих представителей. Вы бы хотели посетить Карабах?
— ЕС всегда подчеркивал необходимость доступа в Нагорный Карабах и прилегающие территории для своих представителей. В прошлом специальный представителей ЕС по вопросам Южного Кавказа и Грузии посетил Нагорный Карабах, так как принципиально важно сотрудничать со всеми участниками конфликта. Я должен подчеркнуть, что такой визит в Нагорный Карабах не будет означать признание или даже шаг в эту сторону. Вместо этого такой визит может помочь найти практические решения для обеспечения нужд местных жителей. Этот опыт есть в случае Грузии. Я регулярно посещаю Абхазию и веду прямые обсуждения со всеми заинтересованными сторонами, включая гражданское общество.
И, конечно, я хотел бы посетить Нагорный Карабах, провести встречи с соответсвующими заинтересованными сторонами, ознакомиться с ситуацией, но, в то же время, я знаю, что по поводу таких визитов есть некоторые опасения. В этом направлении каждый шаг нужно делать в тесном сотрудничестве со сторонами и сопредседателями МГ ОБСЕ, чтобы избежать каких-либо недоразумений и неверных толкований.
— Какого вы мнения о нынешнем уровне сотрудничества между Арменией и Европейским Союзом?
— Уровень отличный. С подписанием Соглашения о всеобъемлющем и расширенном сотрудничестве отношения Армения-ЕС вышли на новый уровень. Соглашение предлагает более тесное сотрудничество в таких отраслях, как энергетика, транспорт, окружающая среда и торговля. Мы надеемся, что соглашение вступит в силу как можно скорее. И конечно, всеобъемлющее урегулирование карабахского вопроса, в частности, открытие границ, еще больше повысит эффективность соглашения Армения — ЕС для граждан Армении.