Российский рынок электронной коммерции претерпевает серьезные изменения: «Яндекс.Маркет» несет убытки, «Озон» и «Вайлдберриз» ждут подходящего момента (Юйго ван, Китай)

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Для реализации своих проектов «Яндексу» требовалось финансирование, которое взял на себя Сбербанк. Планировалось, что их совместный продукт поглотит весь российский ритейл. Однако, как пишет «Юйго ван», компании недовольны сотрудничеством и собираются его прекратить, отказавшись таким образом от статуса первопроходцев в сфере интернет-коммерции, где конкуренция растет день ото дня.

«Яндекс.Маркет» — это совместный продукт крупнейшего российского розничного банка Сбербанк и научно-технического гиганта «Яндекс». Многие считали, что «Яндекс.Маркет» может стать лидером в области электронной коммерции в России, однако всего лишь спустя год сотрудничества отношения между двумя компаниями дали трещину.

Мария Суханова, аналитик «БКС Глобал Маркетс» (BCS Global Markets), отмечала в докладе, что «Сбербанк и «Яндекс могут прекратить сотрудничество в сфере электронной коммерции». По сообщениям издания «Бэлл» (The Bell), стороны рассматривают разрыв отношений в рамках совместного проекта «Беру», а Сбербанк заинтересован в сотрудничестве с конкурентами по отрасли: компаниями «Озон» (Ozon) и «Авито» (Avito). Как сообщил источник, и Сбербанк, и «Яндекс» недовольны нынешним сотрудничеством и предлагают его прекратить. В настоящее время стороны еще не приняли каких-либо решений.

У «Яндекс.Маркет» были большие перспективы

Совместный интернет-магазин «Беру» на базе «Яндекс.Маркета» был запущен в апреле 2018 года, у проекта была цель стать крупной электронной торговой площадкой и поглотить весь российский ритейл.

В 2018 году на долю «Яндекс.Маркета» приходилось 4,8% всей розничной торговли в стране, и эта цифра росла огромными темпами. По прогнозам, к 2024 году доля данной платформы могла бы составить 8,5%. «Яндекс.Маркет» с самого начала занимал огромную долю рынка.

Как известно, «Яндекс» сравнивал цены для «Яндекс.Маркета», а Сбербанк предоставлял платформе денежные средства в размере 30 миллиардов рублей (471 миллион долларов). Счета в Сбербанке открыты у половины россиян, а сама компания постепенно трансформируется в финансово-технологическую, что открывает огромные перспективы для сотрудничества с «Яндексом». Каждая из сторон владеет 45% акций проекта «Яндекс.Маркет», оставшиеся 10% составляют акционерный опцион для накопления дополнительных средств.

Часть услуг, предоставляемых «Яндекс.Маркетом», уже начали действовать, на его основе было создано немало новых платформ. В мае 2018 года стало известно, что сайт «Беру.ру» (Beru.ru) был попыткой «Яндекса» проникнуть в сферу торговли смартфонами.

«Яндекс» также создал платформу для международной электронной торговли «Брингли» (Bringly), соперничающую с «Алиэкспресс» (AliExpress), которому принадлежит две трети всех ввозимых в Россию товаров, купленных через интернет. По оценке российского исследовательского агентства «Дата Инсайт» (Data Insight), спустя шесть месяцев после создания в апреле сумма оборота на платформе «Беру.ру» составляла 1 миллиард рублей ежемесячно, это около 10% от общего оборота всех онлайн-платформ розничной торговли на конец 2018 года.

Они были созданы друг для друга

Мария Суханова отмечает, что «эта новость удивила всех, так как проект просуществовал всего год. Прекращение сотрудничества с „Яндексом" может отразиться на репутации Сбербанка, потому что системные проекты становятся важной частью инвестиционных случаев, а прекращение сотрудничества может вызвать беспокойство относительно внедрения их стратегии. Кроме того, „Яндекс" использует мощные технологии, поэтому он и стал одним из наиболее подходящих партнеров. Но если говорить о Сбербанке, то для него данная сделка не считается крупной».

Создание «Яндекс.Маркета» принесло много пользы самому «Яндексу», так как для развития платформы было необходимо несколько лет подряд получать денежные средства. Российский предприниматель в сфере интернет Оскар Хартманн отметил, что доход от розничных онлайн-продаж начинает поступать только спустя три года, а новой форме интернет-торговли может понадобиться восемь лет.

На это время «Яндексу» будет нужен партнер для финансирования развития проекта, а Сбербанк как раз располагает внушительным капиталом.

Конкуренты хищно озираются

В краткосрочной перспективе не понятно, чего ждать от разрыва сотрудничества, однако оно абсолютно точно будет означать отказ Сбербанка и «Яндекса» от своего преимущества первопроходцев на рынке, где конкуренция крепнет день ото дня. 

В последнее время активно стал развиваться «Озон» (Ozon), используя свой бренд и долгую историю. В апреле компания получила от акционеров конвертируемый заем в размере 10 миллиардов рублей (155 миллионов долларов) на развитие логистики и складской инфраструктуры.

Еще одной платформой, стремительно захватывающей долю на рынке, стала «Вайлдберриз» (Wildberries). В последние годы она уже вышла на первые строчки в рейтинге российских онлайн-ритейлеров. В настоящее время данная платформа для розничной торговли одеждой активно выходит на рынки бытовой техники и некоторые другие, создавая при этом логистическую платформу, позволяющую продавать все виды товаров.

По данным «Дата Инсайт», в 2018 году «Вайлдберриз» вошла в список 50 лучших российских компаний электронной коммерции. За 2018 год ее доход от реализации приблизился к 1,8 миллиарда долларов, что на 74% больше, чем в предыдущем году. По информации компании «СимиларВэб» (SimilarWeb), «Вайлдберриз» стала не просто одной из лучших компаний российского онлайн-бизнеса, по размерам дохода она занимает ведущие места в мире, обгоняя такие западные бренды, как «Эйч-энд-Эм» (H&M), «Зара» (Zara), «Некст» (Next) и «Юникло» (Uniqlo).

Обсудить
Рекомендуем