The Intercept (США): американских генералов беспокоит рост влияния России и Китая в Африке

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Генералитет Африканского командования вооруженных сил США проявляет тревогу по поводу влияния России и Китая в Африке. Их беспокоит усиление дипломатического влияния и растущая торговля РФ и КНР с Африкой, хотя это не дело военных. Кроме того, генералы обвиняют своих военных коллег из России в нарушении прав человека: россияне слишком сурово обучают местных курсантов.

Администрация Трампа и Пентагон неоднократно предупреждали, что Китай и Россия расширяют свое влияние в Африке, где, как заявил в декабре прошлого года советник по национальной безопасности Джон Болтон (John Bolton), два давних противника США «создают Соединенным Штатам препятствия в проведении военных операций и представляют значительную угрозу интересам национальной безопасности США».

Такое же мнение высказали бывший глава Африканского командования вооруженных сил США, генерал Корпуса морской пехоты Томас Вальдхаузер (Thomas Waldhauser), ушедший в отставку месяц назад, и сменивший его на посту Стивен Таунсенд (Stephen Townsend). Оба выступали в начале этого года на открытых слушаниях в Конгрессе. Но генералы этим не ограничились. В письменных ответах на вопросы Конгресса, попавших в распоряжение редакции интернет-издания «Интерсепт» (The Intercept) в соответствии с законом о свободе информации (Freedom of Information Act), они заявили, что есть еще худший вариант развития событий. Велика вероятность того, что Африка попадет под влияние Пекина и Москвы, и эта вероятность растет. В качестве аргумента они указали на то, что Россия оказывает влияние на 10 различных африканских стран, а Китай, скорее всего, построит на континенте дополнительные военные базы.

Пекин и Москва постоянно укрепляют свои экономические связи по всей Африке, а вместе с этим усиливают и свое дипломатическое влияние. За последние 40 лет товарооборот между Китаем и Африкой вырос с 765 миллионов долларов до 170 с лишним миллиардов долларов. К тому же, 39 из 54 африканских стран уже присоединились к инициативе Пекина «Один пояс, один путь» — проекту стоимостью в триллион долларов, который должен объединить инфраструктуру и торговлю посредством новой разветвленной системы автомобильных и железнодорожных дорог, портов и трубопроводов, которые будут проходить через Евразию, Ближний Восток и Африку. Товарооборот России со странами Африки в период с 2009 по 2017 годы тоже увеличился резко: с 5,7 миллиарда долларов до 17,4 миллиарда долларов, и страна настойчиво продвигает сотрудничество в сфере строительства объектов атомной энергетики и технологий, а также инвестиционные проекты в нефтегазовом секторе страны.

Обе страны также стремятся усилить свое влияние в области культуры. По данным пекинской международной консалтинговой фирмы «Девелопмент Реимэджинд» (Development Reimagined) за период с 2004 по 2018 годы в Африке появилось 48 отделений Института Конфуция, которые пропагандируют китайский язык и культуру и финансируются из государственного бюджета Китая. В документах Африканского командования вооруженных сил США (AFRICOM) отмечается, что эти центры расположены в 20 африканских странах. Российский аналог, неправительственная и некоммерческая организация под названием Фонд «Русский мир», действует в девяти африканских странах, говорится в документах AFRICOM.

Россия и Китай укрепляют военные связи с африканскими странами и в военной сфере, продавая им оружие, заключая с ними соглашения по вопросам безопасности и организуя программы военной подготовки. По данным AFRICOM, в 15 африканских странах действуют российские частные военные компании.

В прошлом месяце в Пекине состоялся первый китайско-африканский форум по вопросам мира и безопасности, в котором, как сообщили в Министерстве обороны Китая, приняли участие около 100 сотрудников силовых ведомств из 50 африканских стран и стран Африканского союза, в том числе 15 министров обороны и начальников генеральных штабов. Во время этого форума российское информационное агентство ТАСС сообщило, что примерно 35 африканских лидеров подтвердили свое участие в первом российско-африканском саммите. Сопредседателями этого саммита будут президент России Владимир Путин и президент Египта Абдель-Фаттах ас-Сисси (Abdel-Fattah el-Sissi), сам форум состоится в октябре в российском черноморском курортном городе Сочи.

В своем выступлении на слушаниях в сенатском Комитете по делам вооруженных сил Вальдхаузер сосредоточился главным образом на том, что особых успехов добилась Россия в Центральноафриканской Республике (ЦАР) и в меньшей степени — в Алжире, Ливии и Судане. Но в своих письменных ответах на вопросы конгрессменов Вальдхаузер назвал еще шесть стран, которые также имеют связи с Россией или подвержены ее влиянию — Анголу, Гвинею, Гвинею-Бисау, Мали, Мавританию и Тунис. По словам Вальдхаузера, Россия использует или стремится использовать военную помощь в обмен на права на добычу полезных ископаемых и заключение соглашений в сфере энергетики. «Пытаясь помешать России, действующей в корыстных целях, Африканское командование продолжает сотрудничество со многими партнерами, чтобы стать для стран Африки предпочтительным партнером», — написал он.

В Центральноафриканской Республике «Россия усиливает свое влияние за счет расширения военного сотрудничества, включая передачу в дар оружия, благодаря чему она получает доступ к рынкам и права на добычу полезных ископаемых, отметил Вальдхаузер в своем выступлении на открытых слушаниях. «Вкладывая минимальные инвестиции, Россия использует такой рычаг воздействия как частные военные компании типа ЧВК „Вагнер". Он отметил, что президент ЦАР Фостен-Арканж Туадера (Faustin-Archange Touadéra) недавно назначил „своим советником по национальной безопасности россиянина". Господин Туадера также пообещал, что вооруженные силы будут развернуты по всей стране, чтобы восстановить мир в стране с помощью военных, которых, вполне вероятно, обучают, вооружают и в некоторых случаях сопровождают российские военными контрактниками. Способность России вводить жесткие методы обеспечения безопасности в регионе, обстановка в котором и без того омрачена угрозами безопасности, и в то же время систематической заниматься там добычей полезных ископаемых вызывает тревогу».

На просьбу разъяснить в неофициальном порядке, «о каких жестких методах обеспечения безопасности» идет речь, Вальдхаузер сослался на информацию о взаимодействии российских контрактников с местными «народными ополчениями», при этом россияне не обращают внимания на нарушение этими ополчениями прав человека. По его словам, есть сведения о жестком обращении россиян с их собственными учениками — местными сотрудниками служб безопасности, проходящими обучение у русских. Есть и сведения о жестокости россиян по отношению к местным гражданским лицам, «которые вовлечены в добычу тех полезных ископаемых, что представляют интерес для русских». Упомянул он и информацию об их возможной причастности к гибели российских журналистов, которые были убиты в Центральноафриканской Республике при расследовании деятельности как раз сотрудников частных российских военных компаний.

В свою очередь Таунсенд в своем выступлении на открытых слушаниях заявил, что Китай по сравнению с Россией представляет собой несколько меньшую угрозу для превосходства США в Африке. Однако он предположил, что влияние КНР скоро затмит российское. «Я считаю, что они (китайцы — прим. ред.) стремятся получить доступ к Африке и добиться влияния в ущерб нашим интересам», — сказал новый командующий AFRICOM о Китае. В неофициальном порядке Таунсенд критиковал Китай и за то что он предпринимает усилия в нескольких направлениях, включая продажу оружия. При этом он отметил, что Соединенным Штатам следует обратить внимание африканских стран на плохое качество китайской военной техники. «Китай поставляет в Нигерию боевые беспилотные летательные аппараты… однако из-за низкого качества этих аппаратов они используются редко, — написал он. — Африканские партнеры приобретают китайскую технику потому, что их привлекает ее низкая стоимость и небольшие сроки поставок, но приобретенная техника зачастую не отвечают подразумеваемым требованиям, предъявляемым к военной технике. Мы должны больше говорить об этом».

В своих письменных комментариях Вальдхаузер отметил, что своими действиями, предпринимаемыми в настоящее время в Африке, Китай вряд ли в ближайшем будущем сможет ограничить Пентагону доступ на черный континент или помешать проводить там операции. Однако он предупредил, что «у Китая может появиться такая возможность в следующем десятилетии». И хотя в 2017 году Китай разместил лишь свою первую зарубежную военную базу, расположенную в десяти километрах от морской экспедиционной базы США «Кэмп-Лемонье» в Джибути, Вальдхаузер сказал, что в ближайшем будущем Китай построит больше баз. «Китай активно взаимодействует с африканскими партнерами, намереваясь открыть новые базы в нескольких странах всему континенту, — написал он. — Сотрудничая с другими [африканскими] странами,… мы могли бы создать такие условия, в которых Китай или Россия, получив военный доступ к портам, базам или воздушному пространству, не смогут в полной мере воспользоваться этим доступом и поставить под угрозу свободу маневра США на территории Африки и в окружающем ее пространстве».

В ответ на осознанные угрозы со стороны своих соперников, великих держав, Африканское командование вооруженных сил США приступило к осуществлению пятилетнего плана, целью которого, в частности, является противодействие «наращиваемому присутствию» Китая и России на континенте. Для «сдерживания враждебных действий Китая и России» Командование также укрепляет альянсы, написал Вальдхаузер в марте. В своих письменных ответах на вопросы Конгресса Таунсенд тоже говорил о «враждебном влиянии России в Африке» и особо выделил Китай, отметив, что «китайцы с успехом распространяют ложное представление об их деятельности, согласно которому их помощь ни к чему не обязывает».

Хотя Вальдхаузер и Таунсенд заявили, что Россия и Китай в своих действиях руководствуются «низменными» мотивами, а США действуют из лучших побуждений, некоторые эксперты придерживаются другой точки зрения. «Трудно доказать, что какая-то из этих великих держав действительно учитывает интересы Африки и желает ей добра. Действия Америки попросту нельзя считать альтруистическими, поскольку после терактов, совершенных 11 сентября, ее слишком милитаризованная внешняя политика на самом деле тесно связана с ростом насилия на континенте, а не с его сдерживанием, — сказала в интервью изданию „Интерсепт" помощник руководителя африканской программы и научный сотрудник Центра международной политики Теми Ибирогба (Temi Ibirogba). — Американские чиновники, такие как [помощник госсекретаря США по делам Африки] Тибор Надь и Вальдхаузер, похоже, заблуждаются, считая, что африканцам нравится американская внешняя политика, и что они ее поддерживают. На самом же деле там в данный момент побеждают китайцы».

В феврале в своем выступлении на открытых слушаниях в Сенате Вальдхаузер отметил, что в Стратегии национальной обороны говорится о том, что важно ограничить «негативное влияние неафриканских держав на континенте». Ибирогба с ним согласна. «Вальдхаузер был прав, заявив, что неафриканские державы оказывают негативное влияние в Африке. И одной из этих держав являются США», — сказала она.

В то же время, когда военная деятельность США в Африке резко активизировалась, как ранее сообщало издание «Интерсепт», ключевые показатели уровня безопасности и стабильности на континенте резко снизились. «В целом, с 2012 года воинствующие исламистские группировки в Африке стали действовать активнее в два раза, — говорится в докладе Африканского центра стратегических исследований Министерства обороны. В настоящее время на континенте действуют примерно 24 «воинствующие исламистские группировки», а еще только в 2010 году их было пять. Атакам со стороны этих группировок подвергаются 13 африканских стран, что на 160% больше, чем в указанный период. А число «событий, сопровождавшихся насильственными действиями» на континенте, выросло на 960% —с 288 в 2009 году до 3050 в 2018 году.

Обсудить
Рекомендуем