Накануне 80-й годовщины подписания германо-советского пакта о ненападении 23-го августа 1939 года в средствах массовой информации появились амбивалентные интерпретации и нередко прямые искажения исторического контекста и последствий этого документа. Прежде всего, предпринимаются попытки необоснованно представить этот пакт о ненападении как причину Второй мировой войны. Некоторые псевдоисторики также активно распространяют тезис о том, что национал-социалистическая Германия и Советский Союз якобы «в равной мере несут ответственность» за начало войны.
Следует отметить, что это соглашение от 1939 года имело для Советского Союза вынужденный и тактический характер. Эта оценка вытекает из анализа официальных документов и тех шагов, которые тогда начали предпринимать европейские ключевые игроки. Вследствие целенаправленной политики западных государств по «умиротворению агрессора», которые увенчались Мюнхенским соглашением от 29 сентября 1938 года и последовавшим затем разделом Чехословакии, начало войны между Берлином и Москвой стало, в сущности, вопросом времени. Надежда Советского Союза на создание системы коллективной безопасности для борьбы с фашистской угрозой не оправдалась, поскольку европейские партнеры оказались к этому не готовы. Они были заинтересованы в том, чтобы агрессия «Третьего рейха» повернулась в сторону Востока. На этом фоне советское руководство решило заключить с Германией пакт о ненападении, чтобы выиграть время и подготовиться к неизбежному столкновению. Кстати, в это время многие государства Европы, среди прочих Великобритания, Франция и Польша, имели похожие соглашения с нацистской Германией.
Поэтому мы призываем сегодня более ответственно и бережно относиться к событиям нашей общей истории. Ее фальсификация из сиюминутных политических соображений абсолютно безответственна и опасна.
Сергей Юрьевич Нечаев — посол Российской Федерации в ФРГ.