Прошлый 2019 год в Эстонии был отмечен наплывом трудовой силы c Украины и ростом проблем, связанных с мигрантами из этой страны. По данным Департамента полиции и погранохраны, за 2019 год из общего числа иностранцев разрешение на работу в Эстонии получили 25 000 граждан Украины. Можно к этой цифре смело добавить тех, кто нелегально осуществляет трудовую деятельность.
Миграция трудовой силы из-за границы — реалии наших дней. Однако кроме позитивного влияния на эстонскую экономику, есть и негативные стороны. Обозначить можно основные негативные тенденции, которые начинают набирать обороты и принимать систематический характер.
Не все знают, что по биометрическому паспорту в ЕС можно находиться не более трех месяцев. Выросла нагрузка на пограничную службу МВД Эстонии, поскольку возрос поток попыток нелегального проникновения в Эстонию.
За прошедший год в страну не пустили или депортировали обратно на родину десятки украинцев, которые по фиктивным или необоснованным причинам пытались въехать в Эстонию на заработки, а также тех, кого выявила полиция уже на строительных объектах Таллина и других городов с превышенным сроком пребывания.
Эта проблема двоякая. Жилье стало дорожать для местных, а также его стало сложнее найти для приезжих. Последовали все более неприятные ситуации, такие как, например, арендная дискриминация.
Как правило, украинские рабочие, приезжающие работать на строительные объекты, сталкиваются с проблемой найма жилья. Гастарбайтеру не под силу снять полноценную квартиру в Таллине (где и расположено большинство крупных строительных объектов), так как стоимость даже самой простой жилплощади варьируется от 400 до 600 евро в месяц. Если минусовать даже из зарплаты 900-1000 евро, то остаток выходит не очень большой, многие получают и того меньше. А ведь надо еще домой отправить и на что-то жить самому рабочему.
Поэтому квартира арендуется группой лиц, с проживанием по два-три человека в комнате, с оплатой 150 — 200 евро с человека.
Не каждый готов впустить в квартиру такую «бригаду», опасаясь, что они будут не слишком культурно проводить свободное время, создавая дискомфорт соседям шумным поведением и распитием алкоголя, а потом и вовсе оставят после себя «разгромленную» квартиру.
В этой связи на рынке эстонской недвижимости появилась ситуация, когда еще на стадии связи с арендодателем украинские граждане получают отказ на аренду квартиры. Еще один «выход» из ситуации, который нашли предприимчивые владельцы недвижимости, — организация своего рода общежитий в зданиях на территории промзон, которые превращаются в маленькие гетто. Это же непременно поведет за собой криминализацию обстановки в этих районах, поскольку такие места сложнее контролировать полиции.
Другим, наверное, самым главным моментом, являются нарушения в сфере заключения трудовых договоров с украинскими рабочими. Безвизовый режим и возможность работать в ЕС, в частности в Эстонии, зачастую оборачивается для украинских трудовых мигрантов полулегальным существованием и тяжелейшими условиями труда.
Мало того, что приезжим устанавливают заниженные тарифы почасовой оплаты четыре-пять евро в час (но даже эти скромные деньги зачастую сложно получить). Так еще и работодатели, а точнее, посредники, продающие рабочую силу на предприятия и объекты, составляют трудовые договоры таким хитрым образом, что по прошествии времени легко можно уволить работника «по его собственному желанию» и фактически вышвырнуть его на улицу.
Также рабочие зачастую трудятся более десяти часов, не получая за переработку дополнительных выплат. Известны также случаи, когда работники не получают должного медицинского страхования, элементарных средств защиты и даже рабочей одежды.
Как отмечалось в Delfi, эти девушки зачастую имеют высшее образование, не сумели найти себя в легальной профессии на родной земле. И это только вершина айсберга, ибо сфера интимных услуг является криминальной и значит скрытой от глаз, поэтому нет никакого официального учета и можно только догадываться об истинной цифре занятых в этом теневом бизнесе украинских гражданок.
Дискриминация начинается уже на стадии поиска жилья и самой работы. Так было отмечено, что в объявлениях о найме на работу просят не звонить граждан Украины. Это то, о чем официальные власти стыдливо умалчивают, но рост негатива в обществе по отношению к украинским трудовым мигрантам уже сложно скрыть.
Но этот негатив озвучивают министры из числа EKRE (Консервативная народная партия Эстонии — прим. Baltnews), как, например, следует из слов главы МВД Эстонии Марта Хельме в передаче «Своя правда» на канале ETV+: «Приезжие с Украины — не наши люди. Это экономические мигранты, которые хотят получить в Эстонии более выгодные условия и более высокий, чем на Украине, заработок. Для Эстонии эти люди — проблема, они отбирают рабочие места у местных жителей и готовы работать за меньшие деньги. Тем самым они создают давление на местные заработки в целом».
Находясь с рабочим визитом в Люксембурге по вопросу миграции и распределения миграционных потоков по странам ЕС, Март Хельме, противясь приему мигрантов с Ближнего Востока и Африки, указал в своем заявлении: «…Эстония сама сейчас сталкивается с очень сильным наплывом мигрантов с востока, из республик бывшего СССР». Также, по его словам, украинцы скорее интегрируются в русскоязычную общину, и «для нас это культурная и демографическая проблема».
По сути для Эстонии существуют две Украины: одна — далекая, которой нужно помочь стать «демократической, европейской страной», а другая Украина здесь и сейчас — в образе гастарбайтеров, живущих в соседней квартире, работающих на стройке, заводах. Это те люди, которые, по мнению граждан, созвучному с главой МВД, отнимают рабочие места у местных жителей, работая за гораздо меньшую заработную плату.
Проблема украинских гастарбайтеров требует решения, но никаких реальных мер пока не выработано.