Сегодня Министерство иностранных дел Чешской Республики выразило свое несогласие с нотой российского посольства, которое пожаловалось на статью в «Респекте». Чешские дипломаты считают российскую ноту необоснованной попыткой ограничить свободу печати, как заявила представитель МИДа ЧР Зузана Штихова.
Великобритания, Германия и Болгария — эти три страны Европейского Союза уже столкнулись с убийствами или покушениями, которые там совершили агенты российской военной разведки ГРУ. Как раз сотрудник этой спецслужбы, по информации «Респекта», прибыл в Прагу в начале апреля с чемоданчиком, в котором хранится смертельный яд рицин.
Пражская история отличается от всех предыдущих сразу несколькими моментами. Во-первых, ни убийства, ни покушения пока не совершено. Более того, как сообщил «Деник Н», Министерство иностранных дел ЧР дало понять российскому посольству, что знает о намерениях России, и если с одним из трех муниципальных политиков что-то случится, последствия не заставят себя ждать. Мэр Праги Зденек Гржиб, староста района Прага 6 Ондржей Коларж и староста района Ржепорые Павел Новотный живут сейчас под полицейской охраной.
Они убивают в странах, которые хотят дружеских отношений с Россией
Еще одна принципиальная разница — в целях российской агрессии. «Похоже, что впервые под угрозой оказались мы. Если русские все это делали, то прежде их действия были направлены против сотрудников спецслужб. Здесь же под угрозой оказались люди, которые не имеют никакого отношения (и никогда не имели) к Российской Федерации», — отметил в интервью «Сезнам зправы» Михаэл Романцов, политолог, который специализируется на России и работает на Факультете социальных наук Карлова университета.
Среди стран, где ГРУ уже совершили убийство в прошлом, Романцов называет Великобританию и Германию. «Эти страны долгое время хотели наладить с Россией как можно более дружественные отношения. В обоих случаях получилось, что на их территории русские агенты ликвидировали людей, которых считали потенциально опасными или недружественными по отношению к Российской Федерации и ее интересам».
Убийство Александра Литвиненко и попытка убрать Сергея Скрипаля и его дочь спровоцировали международный скандал. После покушения на Скрипаля 29 стран мира выслали российских дипломатов, и в общей сложности свои миссии покинули 146 человек.
В Берлине убивал тот же человек, что и в Москве
Но на последний из ряда подобных случаев Германия, где было совершено убийство, отреагировала, как передает «Шпигель», довольно вяло. Летом прошлого года в Берлине был убит 40-летний гражданин Грузии Зелимхан Хангошвили, который раньше воевал против русских в Чечне. В августе в парке в центре города его двумя выстрелами застрелил человек, который приехал на место убийства на велосипеде.
Издание «Шпигель» вместе со следственным сервером «Белингкэт» и российским сервером «Инсайдер» установило, что это был тот же самый человек, который в 2013 году убил в Москве российского предпринимателя Альберта Назранова. Другие косвенные доказательства указывали на его связь с российской спецслужбой ГРУ.
Однако немецкое правительство долго тянуло с ответом. Россия опровергала свою ответственность за смерть Зелимхана Хангошвили (как и всегда в таких случаях), а немцы затягивали с аргументом, что фальшивые документы на имя Вадима Соколова убийца мог получить благодаря взятке. Но в декабре прошлого года делом занялся немецкий федеральный прокурор, и правительство Ангелы Меркель ужесточило свою позицию. Вызвали поверенного в делах посольства РФ и сообщили, что из Германии высылают двух сотрудников оборонного отдела посольства. Обоих немецкие спецслужбы признали агентами ГРУ.
Немецкое Министерство иностранных дел объяснило этот шаг недостаточным содействием российских властей. Высылка дипломатов, по мнению немцев, — ясное послание Москве, которое должно подтолкнуть ее к немедленному сотрудничеству при установлении личности преступника. Впоследствии об этом деле, разумеется, канцлер Ангела Меркель беседовала с российским лидером Владимиром Путиным.
Следствие установило убийцу Зелимхана Хангошвили — 54-летнего Вадима Красикова, у которого была шенгенская виза, и ранее он свободно передвигался по Европе, побывал в Париже, Варшаве и Берлине. Как пишет сервер «Беллингкэт», русские, по-видимому, не раз покушались на жизнь Зелимхана Хангошвили, которого считали террористом. Однако предыдущие попытки убить его на Украине и в Грузии не увенчались успехом.
Также в сотрудничестве с российским сервером «Инсайдер» «Беллингкэт» установил личность еще одного оперативного сотрудника ГРУ, который был главным в тройке, которая совершила в Болгарии покушение на торговца оружием Эмилиана Гебрева, а возможно, участвовала в покушении на Сергея Скрипаля в Великобритании. Этим человеком является некий Егор Гордиенко, который работал под дипломатическим прикрытием во Всемирной торговой организации в Женеве. В феврале 2014 года этот агент приехал по пока не установленным причинам в Прагу. Но он путешествовал намного больше, например, побывав в Италии и Франции.
Что думают правительство и президент? Мы не знаем
Но давайте вернемся к нынешней пражской операции ГРУ. По словам пресс-секретаря Кремля Дмитрия Пескова, информация «Респекта» — утка, и его поддержало российское посольство: «Посольство России в Чехии категорически отвергает подобные вопиющие и лживые инсинуации», — говорится в ноте, направленной в понедельник. Российскую версию событий безусловно поддерживают и чешские коммунисты, как в интервью «Сезнам справы» объяснил их глава Войтех Филип.
Россия, как всегда, все отрицает, но более интересна тут реакция чешского руководства. Пока Министерство иностранных дел хотя бы обсуждало это дело с российским посольством, премьер-министр Андрей Бабиш молчал, как и президент Милош Земан. Во вторник сенаторы, напротив, утвердили резолюцию о разработке плана для высылки российских дипломатов (и агентов).
«Реакция чешской стороны, к сожалению, неоднозначная», — так оценивает позицию Праги политолог Романцов. Позитивным моментом в чешской реакции он считает позицию Министерства иностранных дел ЧР, которое дало России понять, что не хочет, чтобы она вела себя в Чехии подобным образом.
«Вторая линия, которая прослеживается также в российских источниках, — это желание принять не предложение, а требование российской стороны о передаче в ее распоряжение памятника Коневу. Несмотря на то, что наша сторона с самого начала ясно заявляла, что это собственность Праги 6, и у нее есть право им распоряжаться, вдруг российской стороне идут навстречу, хотя она действовала отнюдь недипломатично», — подчеркивает Романцов. Он также отмечает, что, помимо хронологической последовательности выше описанных событий, неизвестной также остается позиция чешского правительства.