Наши политики рассматривают в том числе и сценарий российского вторжения в Белоруссию по аналогии с Чехословакией или даже аншлюсом, как говорит в интервью «Сезнам Зправы» видный литовский журналист Римвидас Валатка.
Seznam zprávy: Как литовцы смотрят на протесты в Белоруссии?
Римвидас Валатка: Они поддерживают белорусскую борьбу. Для литовцев Белоруссия — это в прошлом часть Великого княжества Литовского, то есть близкая с исторической точки зрения страна, а также сосед. Литва вместе с Эстонией, Латвией и Польшей старается перехватить инициативу и предотвратить кровопролитие в Белоруссии.
Но есть тут один неприятный момент. Партия литовских поляков (Избирательная акция поляков Литвы), которая сейчас входит в правящую литовскую коалицию, поддерживает Лукашенко и его режим. Збигнев Едзиньский, лидер партии на грядущих парламентских выборах, заявил после насильственных инцидентов во время протестов, что «милиция на улицах Минска защищает конституцию».
— Как мне кажется, Литва сейчас — одно из наиболее активных в отношении Белоруссии европейских государств. Выделяется, например, ваш министр иностранных дел Линас Линкявичюс. С чем это связано?
— Это традиция, которая зародилась еще при президенте Валдасе Адамкусе (президент Литвы с 1998 по 2009 годы — прим. авт.). Наша политика Восточного партнерства заключалась в помощи Украине, Армении, Молдавии и Грузии на их пути к европейским стандартам. Мы предложили эту же политику партнерства и Европейскому Союзу.
К тому же самому стремилась и Белоруссия, но по известным причинам своего не добилась. Хотя попытки были. В Вильнюсе базируется Европейский гуманитарный университет, в котором учатся белорусы. Как вам известно, после выборов в Вильнюс приехала и Светлана Тихановская. Кроме того, близ Вильнюса запускается белорусская АЭС.
— Насколько актуальна сейчас тема Белоруссии в литовской политике? Есть ли консенсус насчет нее?
— Президент Гитанас Науседа хочет проявить активность, но пока получается не очень. Во-первых, Лукашенко отказывается от переговоров. Во-вторых, без ЕС наш президент не может ничего сделать. А Евросоюз, как всегда, реагирует с опозданием. Кроме того, есть еще Венгрия и друг Лукашенко Виктор Орбан. Можно сказать, что к настоящему моменту состоялось множество телефонных переговоров между президентами балтийских стран и Польши, а также между министрами иностранных дел Польши и Литвы.
— Опасаются ли в Литве возможной военной интервенции России? Происходит ли что-то на границах?
— Протяженность литовско-белорусской границы составляет 780 километров, а кроме того, Литва граничит с российской Калининградской областью. Мы всегда должны быть наготове. Если говорить серьезно, то литовская политическая и журналистская элита всерьез рассматривает вариант, при котором Россия повторит сейчас вторжение в Чехословакию 1968 года или даже совершит аншлюс.
— Как Литва и страны Прибалтики поддерживают белорусскую демократическую оппозицию? Недавно я читал, что литовское правительство готовится к возможной волне эмиграции из Белоруссии.
— Правительство поддержало идею принять всех эмигрантов из Белоруссии. Литва также предложила помощь тяжело раненым демонстрантам и лечение в литовских больницах. Ну и, разумеется, Светлана Тихановская стала гостем одной литовской семейной пары.
— Известны ли какие-то подробности о ее пребывании в Литве?
— В литовской печати не опубликовали ни одного интервью с ней. Думаю, это ради ее же безопасности. Я даже не знаю, где именно она находится.