По прошествии двух недель боев и сотен жертв в конфликте между Арменией и Азербайджаном, было достигнуто перемирие. Решение принималось в Москве, куда по приглашению Кремля приехали главы дипломатии двух стран, воевавших более двух недель.
Россия играет на Южном Кавказе решающую роль. Бывшие советские республики поддерживают с Москвой тесные связи. С Арменией Россию связывает договор об обороне, и там у россиян есть военная база. С Азербайджаном Россия поддерживает хорошие политические отношения и продает ему оружие. Но в отличие от Армении, которая беднее, Азербайджан богат нефтью и газом, что расширяет его пространство для маневра в отношениях с Россией.
Кремль организовал дипломатическое решение, но возобновление конфликта подтверждает, что договор о прекращении огня не соблюдается. Перемирие, которое вступило в силу, было нарушено уже на следующий день. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков призвал обе стороны соблюдать договоренности, достигнутые в Москве, и прекратить конфликт в Нагорном Карабахе, где стороны обвиняют одна другую в нарушении перемирия.
Османские мечты Реджепа Эрдогана
Для России важно, чтобы ситуация урегулировалась, потому что с самого начала в войну вмешалась Турция, которая вторглась в российское «подворье», но не для того, чтобы спровоцировать конфликт, противоречащий ее интересам, а чтобы расширить свою зону влияния за счет территории, где когда-то простиралась Османская империя. Действия Турции вписываются в неосманскую внешнюю политику Редждепа Эрдогана. Еще в 2012 году турецкий президент заявил, что «очарован духом, который сопровождал завоевания Османской империи» и что Турция «должна присутствовать везде, где были наши предки». Эрдоган отвернулся от запада и нацелился на усиление турецкого влияния на Ближнем Востоке, где он участвует в войне против курдов, и на Южном Кавказе, где поддерживает Азербайджан.
Россия, которая более ста лет контролирует ситуацию на Южном Кавказе, не хочет допускать расширения турецкого влияния. Таким образом, дело не только в конфликте вокруг Нагорного Карабаха, который нерешаем, поскольку эта область, населенная армянами, находится на территории Азербайджана. Каждая из сторон утверждает, что Карабах принадлежит ей. Тут еще важно соотношение региональных сил. Без Турции конфликт не возобновился бы, как полагают комментаторы, так как турецкое оружие, прежде всего беспилотные аппараты, сыграли решающую роль в боевых действиях, которые Баку вел в Нагорном Карабахе в самом начале конфликта.
В отличие от Эрдогана, который мечтает о расширении геополитического влияния, Путин не хочет восстанавливать Советский Союз. Цель России — защитить собственную территорию, выстроить региональное экономическое сотрудничество и опереться на союзнические режимы. Турция в эту стратегическую картину не вписывается.
Сдержанная позиция Москвы
Конфликт между Арменией и Азербайджаном — один из череды конфликтов, которые сотрясают бывшее советское пространство на протяжении 30 лет после распада Советского Союза. У протестов в Белоруссии, где оппозиция требует отставки Александра Лукашенко, войны вокруг Нагорного Карабаха, поствыборного хаоса в Киргизии, который продолжается с пятого октября, и украинского кризиса разные причины. Тем не менее все эти конфликты разворачиваются в российском «подворье», то есть странах, с которыми Россию связывают торговые и военные договоренности, где у нее военные базы и политические интересы.
В отличие от Украины в 2014 году, когда Россия вмешалась в конфликт и аннексировала Крым, в нынешних кризисах Кремль занимает сдержанную позицию. В Белоруссии Москва поддержала Александра Лукашенко, но без особого энтузиазма и без отправки помощь белорусскому президенту, который возглавляет страну с 1994 года и которого с российским президентом Путиным связывают сложные отношения, основанные на общих интересах. Россия не поддержала одну из сторон в конфликте вокруг Нагорного Карабаха, хотя Армения — ее союзник. Точно так же в Киргизии Москва не поддержала ни одного из претендентов на пост президента. Россия осторожничает, потому что не хочет разрастания конфликта и роста нестабильности по соседству, поскольку все это может негативно сказаться и на обстановке внутри нее самой. Беспорядки в бывших советских республиках не носят антироссийский характер, но могут поставить под угрозу российские интересы.