Как вывести завод имени Малышева из танкового локдауна: несколько рецептов скорой помощи (Defense Express, Украина)

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Даже в условиях продолжающейся уже который год «войны с Россией» бесхозяйственные традиции украинского менеджмента берут верх над потребностями обеспечения техникой войск режима. Так, знаменитый харьковский танковый завод — гордость советской оборонки — «незалежные» хозяева довели до ручки, потеряв экспортные рынки и остановив производство.

Государственный концерн Укроборонпром проводит конкурс на должность директора ГП Завод имени Малышева. Однако вывод из кризиса главного танкового предприятия страны лежит за пределами локальных кадровых решений.

В 2018 году завод имени Малышева изготовил последнюю партию новых танков «Оплот» и отправил их зарубежному заказчику. Это был Таиланд, который в целом получил сорок девять новых танков за двести сорок миллионов долларов.

В итоге завод имени Малышева, входящий в состав ГК Укроборонпром, закончил 2018 год с рекордной суммой, реализованной продукции- три миллиарда гривен.

Также завод занимался реализацией контрактов на поставку новых дизельных двигателей и моторно-трансмиссионных установок в Пакистан.

Именно эта страна долгое время была ключевым зарубежным партнером ЗиМа, начиная с тех пор, как Украина экспортировала в эту страну триста двадцать танков Т-80УД на сумму шестьсот сорок миллионов долларов и заключила контракт на поставку четыреста двадцати моторно-трансмиссионных установок к танкам «Аль-Халид» и «Аль-Халид-1» на сумму около триста миллионов долларов.

Но как — то так незаметно (это — тема отдельного анализа, кое-что об этом в материале «Танк, убивающий украинский экспорт: как в Китае появился VT-4») получилось, что мощным другом Пакистана в производстве танков ныне стал уже Китай. Который, кстати, со своим VT-4 потеснил украинские танки и в Таиланде.

Экспортная нагрузка на завод Малышева существенно уменьшилась. Оплаченных заказов на изготовление серийной продукции от родного Минобороны для ЗиМа также в настоящее время нет.

Поэтому сейчас нового директора на ЗиМ подыскивают в условиях, когда на заводе перед коллективом имеется двухмесячная задолженность по зарплате. Не покрыта задолженность за поставки газа на производство. Также существуют долги завода перед поставщиками узлов, систем и агрегатов. Поставщиков сначала заманивали к сотрудничеству схемой с отсрочкой платежей, потом — гарантийными письмами. Но все равно не рассчитались. Долговое дно снова и снова углубляется. Каждый день содержание такого монстра как завод имени Малышева — это два миллиона гривен. Независимо от того, производит ли он какую-то продукцию, или нет.

Все сложившаяся ситуация является следствием отсутствия системных мер, направленных на вывод завода им. Малышева из глубокого кризиса, который в настоящее время является банкротом.

Одних кадровых решений с поиском нового директора на сегодняшний день уже критически мало.

Возникает потребность в разработке отдельной программы спасательных действий, которая выходит за пределы полномочий и возможностей одного руководства ЗиМа.

Программа по спасению завода требует взаимодействия Минстратегпрома, Минэкономики, Минобороны, концерна Укроборонпром, пока он еще существует, самого завода и адекватной работы спецэкспортеров.

Последние не должны относиться к заводу как к корове, реализовывая принцип «меньше кормить, больше доить».

К быстрым рецептам помощи, пока основная стратегия еще только в планах, можно отнести следующее:

1. Обеспечить на заводе имени Малышева изготовление корпусов, узлов и агрегатов, а также сборку частей серийных БТР-4. За счет этого минимизировать зависимость от ЛКМЗ.

Найти баланс в изготовлении новых БТР-4 для ВСУ, заказ на которые является достаточно значительным, между ХКБМ и ЗиМ. Помня о том, что ключевая задача ХКБМ — это разработка новых и сопровождение, совершенствование существующих проектов бронетехники.

2. Ускорить формирование ДОЗ для выделения средств на изготовление моторно-трансмиссионных установок, бортовых коробок по проектам ремоторизации Т-64, ускорить реализацию проекта «Краб».

3. Завершить на ЗиМе процесс дооснащения производства танковых дизельных двигателей, составляющих моторно-трансмиссионных установок с целью увеличения количества и улучшения качества их изготовления.

4. Передать ЗиМу ХКБД для создания единого цикла разработки, испытаний, сопровождения и доработки дизельных двигателей 6ТД-1/2/3. Продолжить и активизировать гражданские конкурентные проекты на ЗиМе, касающиеся изготовления двигателей для нужд вагонного состава железной дороги. Они не будут препятствовать военным проектам и являются прибыльными.

5. В альянсе с ХКБМ и Минобороны выйти на перспективные проекты создания и изготовления новых образцов бронетехники. Потому что сейчас будущее мы не видим.

6. Увязать проекты по развитию направления производства двигателей с модернизацией/разработкой новых образцов бронетехники, а также с экспортными потребностями наиболее вероятных потребителей/заказчиков.
Как пример, возобновить сотрудничество с Турцией (на эту тему: «Турция возобновила поиски двигателя для танка Altay. Украина может быть в игре»).

7. Относительно контроля за действиями спецэкспортеров в отношениях с заводом им. Малышева, то здесь существует надежда на внимание, опыт и компетенцию соответствующих структур и органов, имеющих решающее влияние в этой области.

Обсудить
Рекомендуем