Цензор.НЕТ (Украина): каким должно быть правосудие переходного периода для Украины?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
О том, как видят «умиротворение» Донбасса в Киеве, рассказывает в своем блоге уроженка Новосибирска — депутат от партии Зеленского. Итак: посадят далеко не всех — тех, кто не брал в руки оружие и докажет, что был «вынужден» остаться в Донбассе, милостиво амнистируют. Условия собирается ставить Украина, а Донбасс никто и спрашивать не будет.

История войн подтверждает, что первые выстрелы оружия нередко застают людей и даже государства врасплох. Но часто ли так происходит, чтобы неожиданно наступил мир?

Возможно, историки найдут такие примеры, но это точно не об Украине. Итак, готовиться к окончанию вооруженного конфликта должны заранее на тех условиях, которые устраивают Украину. Когда тишина на линии соприкосновения будет уже длительной, а переговоры по восстановлению территориальной целостности результативными, каждый из граждан Украины, каждая государственная институция, в целом все общество должны иметь четкую дорожную карту перехода от фазы урегулирования конфликта к фазе миростроительства.

Потому кажутся логичными задачи по активизации процесса мирного урегулирования ситуации в Донецкой и Луганской областях, обозначенные президентом Зеленским в его указе от 02.06.2021 г. Самым важным аспектом этого урегулирования является именно необходимость введения на освобожденных территориях правосудия переходного периода. Соответствующие профильные законопроекты правительство должно подготовить уже к следующей, осенней сессии Верховной рады.

Их разрабатывают длительное время и здесь важно не допустить ошибок. Чиновникам нужно подготовить такие законопроекты, которые не только учитывали бы положительный международный опыт, но и прежде всего, развеивали бы необоснованные страхи людей, которые сейчас проживают на временно оккупированных территориях, о том, каким образом изменится их жизнь после деоккупации.

И вот именно в этом аспекте стоит, по моему мнению, воспользоваться концептуальными наработками международных экспертов и практиков. Потому что все конфликты отличаются друг от друга, а страхи и переживания людей о своем постконфликтном будущем почти одинаковы во всем мире. Поэтому сегодня в международном праве уже выкристаллизованы четыре основных компонента концепции переходного правосудия:

1. Виновные должны быть привлечены к ответственности. И именно в этом ключе должен реализовываться механизм амнистии. То есть, с одной стороны, преступники должны быть наказаны. Но, с другой — должны быть амнистированы люди, которые вынужденно остались на временно оккупированных территориях, которые не брали в руки оружия, не совершали преступления против человечности, военные преступления или преступления, связанные с сексуальным насилием.

2. Жертвы конфликта должны получить возмещение причиненного им вреда: это будет материальная компенсация, или моральная сатисфакция, или восстановление нарушенных прав. Частично эта компонента сегодня уже реализуется на правительственном уровне: имею в виду компенсацию по триста тысяч гривен за разрушенное жилье. Также мы в Верховной раде планируем закрепить это положение на законодательном уровне и уже зарегистрировали законопроект, связанный с имущественными убытками людей, пострадавших в результате международного вооруженного конфликта. Возмещение ущерба предполагает также и восстановление базовых социальных, экономических и образовательных прав людей.

3. Люди имеют право знать правду. Мы все должны четко понимать, каким образом происходил конфликт с исторической точки зрения, какими были его действительные причины и какие преступления были совершены во время войны.

Очень важным для реализации такой компоненты переходного правосудия является создание государственной системы мониторинга и документирования нарушений прав человека, международного гуманитарного права и других нарушений, совершенных во время вооруженной агрессии Российской Федерации. Сегодня рабочей идеей является создание Центра документирования при МинВОТ (Министерство по вопросам временно оккупированных территорий). Но сфера применения такого центра — значительно шире, чем собственно мониторинг и документирование преступлений. Он фактически должен стать основой для выработки сквозной политики реинтеграции. Потому что реинтеграция касается практически всех сфер человеческой жизнедеятельности: это социальная, экономическая, образовательная реинтеграция, это реинтеграция инфраструктуры и тому подобное. Поэтому и задачи этого центра должны быть не только отраслевыми, а прежде всего функциональными.

4. Общество должно получить гарантии неповторения конфликта. Поэтому в законопроектах необходимо заложить институциональные механизмы, которые сделают невозможным возобновление военного конфликта. В частности, это касается международных документов, которые должны быть подписаны в дальнейшем между Украиной и Российской Федерацией. Также наряду с международными аспектами на национальном уровне надо исключить новые проявления сепаратизма. Поэтому в законодательстве тоже должны заложить механизмы согласования интересов сторон.

Конечно, эти четыре компоненты системы переходного правосудия являются своеобразным «архитектурным каркасом» развития постконфликтного мира на Украине. Но такая конструкция — пока единственный международно испытанный алгоритм, который помог многим странам урегулировать международные вооруженные конфликты и начать снова мирную жизнь. Поэтому я надеюсь, что в правительственных законопроектах будут учтены лучшие кейсы применения правосудия переходного периода, и Украина станет еще одним положительным примером того, как можно перейти от разорванности и вооруженного противостояния к целостности и миру.

 

Обсудить
Рекомендуем