Akharin Khabar (Иран): каково будущее российско-иранских отношений при новом президенте Раиси?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Ибрагим Раиси находится под санкциями США по обвинению в преследовании и казнях политзаключенных в 1980-х годах. Однако, несмотря на жесткую риторику относительно Вашингтона, Раиси предпочтет не занимать ничью сторону в противостоянии России и Китая с США, которое, несомненно, продолжится и в предстоящие годы.

По утверждению издания «Global Times», печатного органа Коммунистической партии Китая (ежедневная газета, специализирующаяся на освещении международных событий — прим. перев.), если говорить о внешней политике избранного президента Ирана Ибрагима Раиси и его команды, то, по всей вероятности, прежде всего, начинать надо с разговора о противостоянии с Западом. Как ожидается, Раиси будет иметь весьма жесткую позицию, когда дело будет касаться отстаивания экономических интересов страны и ее национальной безопасности. К примеру, если вспомнить то, что утверждал Раиси еще задолго до прошедших президентских выборов, то в январе 2020 г., сразу после убийства генерала Касэма Сулеймани, он призывал к международному иску против тогдашнего президента США Дональда Трампа, которого он называл главным организатором убийства (Ибрагим Раиси занимал должность председателя Верховного суда Ирана, прим. перев.). В январе 2021 г., на траурном мероприятии в Тегеране, посвященном годовщине убийства Сулеймани, он предупреждал, что его убийцы и их пособники никогда не будут в безопасности.

Тогда он говорил буквально следующее: «Не думайте, что президент США, как явный убийца или главный его заказчик, будет иметь иммунитет, и что правосудие в отношении него не совершится. Так никогда не было, чтобы преступление на Земле оставалось безнаказанным».
В то же время нужно обратить внимание на то, что Раиси всегда говорил о необходимости укрепления отношений и связей, как в области безопасности, так и в религиозном отношении, с миром Ислама, и в этой связи его кабинет будет обращать, несомненно, большое внимание на проблему Израиля и Палестины.

Но независимо от его политики и риторики, все равно останется необходимость решить проблемы, связанные с преодолением санкций США против Ирана. Хотя он и занял жесткую позицию и отверг возможности личной встречи с президентом США Джо Байденом, это все же не означает, что его кабинет займет позицию радикального противостояния Вашингтону. На самом деле, после официального вступления его в должность и формирования нового правительства Раиси, ожидается, что все, и те, кто занимает консервативную позицию, и те, кто — более умеренную, будут искать возможности для заключения новой ядерной сделки.

Раиси официально вступит в должность президента Исламской Республики Иран 3 августа, и с того момента, как бы то ни было, начнется период новых ожиданий в связи с ирано-американскими отношениями. В общем и целом, захочет ли признать это будущий кабинет Раиси или нет, но Вашингтон будет если не самым важным, то одним из основных факторов, влияющих на внутреннюю повестку страны и на ее внешние интересы.

Но именно в связи с этим, то есть в связи с неизбежной необходимостью занять прочную позицию в диалоге с Вашингтоном, новому правительству Раиси, после начала его работы, придется во внешней политике снова обратиться к стратегии «взгляда на Восток», то есть к более тесному взаимодействию с Китаем и Россией. Важно отметить, что развитие отношений и их укрепление с Китаем и Россией всегда поддерживалось официальным Тегераном, кто бы там у власти не находился, консерватор или более умеренный либерал. Правительству Раиси предстоит работать в рамках существующих механизмов во взаимоотношениях с Китаем и Россией, то есть в рамках сотрудничества. Есть предпосылки к тому, что отношения Ирана с Китаем и Россией будут развиваться, прежде всего, в рамках двух измерений.

Первое, это то, что Китай и Россия, вероятно, продолжат предпринимать шаги для развития диалога с Ираном по ядерной проблеме и осуществят те мероприятия, которые направлены на разрешение связанных с этим трудностей. По крайней мере, Москва и Пекин сделают все, что в данной связи зависит от них. С другой стороны, Раиси также будет, несомненно, учитывать ту значительную роль, которую выполняют Китай и Россия в отношении восстановления ядерной сделки.

Второе — Китай и Россия могут в рамках Организации Исламской конференции (ОИК — OIC) более широко использовать те факторы, связанные с религией, которые будут положительно влиять на трехсторонний диалог Ирана, России и Китая. Ведь и в России и в Китае существенную часть населения составляет мусульманская община. А фактор ислама останется важной идеологической основой для выстраивания кабинетом Раиси своего внешнеполитического курса.

Необходимо указать на то, что 13 июня первый представитель Китая в Организации Исламской Конференции направил Генеральному секретарю Организации письмо о своем назначении, что указывает на институциональный характер связей Китая с данной Организацией. С другой стороны, Россия занимает в Организации статус наблюдателя. Все это предоставляет России и Китаю новые возможности для отношений и координации связей с Ираном (в тех вопросах, которые в международных отношениях связаны с Ираном) именно по линии Организации Исламской Конференции.

Но при всем этом, маловероятно, что Иран в период президентства Раиси вступит в некий альянс с Китаем и Россией. Иными словами, Раиси, несмотря на жесткую риторику относительно Вашингтона, предпочтет не занимать ничью сторону в противостоянии России и Китая с США, которое, несомненно, продолжится и в предстоящие годы. В значительной степени, внешняя политика Раиси будет иметь два измерения, которые включают жесткую позицию в отношении Вашингтона и углубление связей Ирана, как по политической, так и по религиозной линии, с миром ислама. А в любом случае, несмотря на представительство или статус наблюдателя в ОИК, ни Китай, ни Россия все же не являются мусульманскими государствами.

Хотя и нужно ожидать, что Раиси, после своего официального вступления в должность, будет сохранять тот характер относительно тесного взаимодействия с Китаем и Россией, которого придерживался кабинет уходящего президента Ирана Хасана Роухани. Возможно, будет дорабатываться соглашение с КНР о сотрудничестве на 25 лет. Однако при этом, все эти условия еще не являются достаточными для формирования так называемого «нового трехстороннего союза» Китая, России и Ирана, о котором говорят очень многие комментаторы и наблюдатели, как на Западе, так и на Востоке. К этому также можно добавить, что пока нет явных свидетельств того, что и Пекин и Москва тоже склонны заключать такой союз.

Akharin khabar, раздел «Политика» / Избранные новости

 

Обсудить
Рекомендуем