Быть убитым, оказаться в плену (попасть в заключение) или просто быть в большой опасности в лучшем случае — таковой может оказаться судьба тех, кто занимается шпионажем в пользу США на территории таких государств, как Россия, Иран или КНР. И это та проблема, которая в последнее время вызывает все большую озабоченность в руководстве ЦРУ.
По сообщению американского издания The New-York Times, представители американской контрразведки заявили в секретном послании, разосланном по базам американского ЦРУ по всему миру, о том, что организация в последнее время потеряла очень многих из тех, кто осуществлял шпионаж в пользу США на территории «ряда третьих стран».
В данном секретном послании, разосланном по ячейкам ЦРУ за пределами США, в частности, утверждается, что многие лица, которые являлись информаторами американской разведки, но при этом сами не являлись гражданами США, а представляли гражданство других стран, оказались либо под стражей на длительный срок либо вовсе были убиты.
Как с тревогой констатирует упомянутое послание, десятки иностранных шпионов, завербованных американской контрразведкой и поставлявших информацию американским спецслужбам в последние годы, если не разделяют «самую печальную участь», то находятся в «очень большой опасности». Кроме того, сообщение приводит краткий перечень лиц, шпионивших в пользу США, которые были «физически устранены» (либо казнены) представителями конкурирующих спецслужб из других стран.
Причем интересно отметить, что подобные детали обычно не сообщаются рядовым сотрудникам спецслужб и сотрудникам контрразведки и представляют собой «в высшей степени секретную информацию», доступную лишь руководству.
Однако представителей и аналитиков американских спецслужб, помимо того, что их информаторы могут разделить «самую печальную судьбу» в результате своей работы, беспокоит и другое обстоятельство. Оно заключается в том, что конкурирующие спецслужбы, представляющие, в частности, такие государства, как Россия, Иран, Пакистан либо Китай, провели за последние годы целую серию успешных спецопераций, итогами которых стало как раз не физическое устранение тех, кто осуществлял шпионаж в пользу США, а превращение в двойных агентов, то есть тех, кто снабжает информацией сразу несколько конкурирующих спецслужб одновременно.
Упомянутый циркуляр, разосланный по базам ЦРУ за рубежом, признавая, что вербовка иностранных агентов — дело чрезвычайно рискованное, перечисляет и те факторы, которые оказались большой проблемой для ЦРУ в последнее время. Среди таковых, в частности, упоминаются слабость и некомпетентность в данной деятельности, чрезмерная уверенность в тех ресурсах, которые расходуются ЦРУ на вербование агентов, недооценка иностранных спецслужб, а также большая поспешность, с которой осуществляется (агентами ЦРУ — прим. перев.) вербовка информаторов.
Нужно отметить, что этот растущий в последние годы поток негативной для ЦРУ информации отражает, в то же время, возрастающую мощь других стран в осуществлении сбора разведывательного контента и его аналитической обработки, а также при вербовочной деятельности. Новые технологии, такие, как сканирование биометрических данных, идентификация данных по лицу человека, искусственный интеллект, а также пресловутая «хакерская деятельность», направленная на отслеживание перемещения агентов спецслужб, стали доступны в настоящее время не только для американской разведки. Постепенно отходит в прошлое то время, когда ЦРУ действительно не было равных в применении подобных технологий.
Хотя ЦРУ сейчас действительно располагает множеством методов сбора и обработки информации, возможной в настоящее время и без привлечения агентуры, оно в то же время по-прежнему полагается на свои сети вербовки агентов по всему миру и именно их делает центром своей разведывательной деятельности. Еще в недавнем прошлом ЦРУ действительно было лучшей в мире по сбору и аналитической обработке информации, полученной в результате шпионажа, однако в настоящее время это уже далеко не так.
В последние два десятилетия ЦРУ тратило слишком много усилий и сосредотачивало все свое внимание на террористической угрозе, а также на отслеживании разного рода локальных конфликтов, в которые США оказались вовлечены — в частности, в Афганистане, Сирии или Ираке. Однако политики сейчас сосредоточены не на том, чтобы получить информацию о разного рода конфликтах и соперничающих группировках в разных странах, а на том, чтобы быть информированными о державах-соперниках США, прежде всего, о Китае и России. Именно этот вопрос и является сейчас для американских политиков первым на повестке дня.
Потеря агентуры и информаторов — проблема, безусловно, не новая для разведки разных стран, однако она становится все более актуальной в последнее время. Нарушение всей конфиденциальной системы связей и обмена данных ЦРУ с информаторами, известной как covcom, привело к раскрытию шпионской агентуры и шпионских сетей в Китае и Иране. И в том, и в другом случае агенты просто погибали или похищались в результате спецопераций спецслужб-конкурентов в этих странах, и ЦРУ приходится в итоге сосредотачиваться не на получении информации и вербовке агентов, а на обеспечении безопасности тех, кто еще продолжает шпионаж и остается нераскрытым.
Представители и чиновники американских спецслужб считают, что в тех же Китае и Иране виновными в раскрытии агентуры следует считать не сколько технологические достижения в этих странах, сколько самих агентов ЦРУ, или граждан США, оказавшихся в этих странах. Так, Монику Эльфриде Витт, бывшего сержанта ВВС США и агента Управления специальных расследований Военно-воздушных сил, бежавшую в Иран, в 2019 году обвинили в передаче секретной информации Тегерану. Представители разведки и официальные лица Тегерана, как только поняли, что ей можно доверять, начали привлекать ее для сбора и передачи информации. В том же самом году бывший офицер ЦРУ Джерри Чунь Шин Ли был приговорен к 19 годам тюрьмы за разглашение секретной информации китайскому правительству.