Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Последние события в Казахстане официально назвали актами терроризма, равных которым в новейшей истории страны не зафиксировано, пишет Turan Press. Тем не менее, с террором казахи столкнулись далеко не впервые. Автор вспоминает другие резонансные случаи и ищет ответы.
Дни на грани
Четвертого января нового года в республике началась война. Случившееся настолько выходит за рамки пусть жестоких, но все же локальных терактов, наблюдавшихся прежде, что аналитики сравнивают пережитые нами дни с терактами 11 сентября в США. Без сомнения, сила морального воздействия на население и масштабы разрушений вполне сопоставимы.
Достаточно сказать, что 4-6 января многие жители Алма-Аты всерьез опасались сдачи города неизвестным, но явно хорошо организованным бандитам. Страх «проснуться в криминальном халифате» имеет под собой основу из прошлых событий. В истории Казахстана масса случаев, когда к террору прибегали преступники с религиозными убеждениями.
На сегодня следствие лишь начато, детали событий ждут прояснения. Однако уже сейчас понятно, что причиной послужил заговор в высших эшелонах власти, в том числе в КНБ, действия международных экстремистов, а также местных мародеров и хулиганов, воспользовавшихся моментом.
По данным МВД, вооруженная толпа в ходе беспорядков захватила здания акиматов Атырауской, Кызылординской, Алматинской, Актюбинской, Жамбылской областей, а также города Семей. Кроме того, нападениям подверглись еще пять акиматов.
Что касается акимата Алма-Аты, по словам министра МВД Ерлана Тургумбаева, «5 января организованная толпа в количестве около 20 тысяч человек со всех окраин Алма-Аты, одномоментно прибыв в центр города на площадь, вновь предприняла попытки захвата здания акимата. Они были лучше вооружены и организованы. Ввиду значительного численного преимущества им удалось прорвать несколько линий обороны и проникнуть в здание. Под натиском многочисленной толпы во избежание случайных жертв полиция была вынуждена отступить. При этом было уничтожено и разграблено имущество, совершен поджог здания».
Также нападавшие захватили аэропорт Алма-Аты, организовали нападение на больницы, органы внутренних дел и национальной безопасности, телеканалы. Число погибших превысило 160 человек, и эта цифра, безусловно, вырастет. По предварительным подсчетам, ущерб от грабежей и вандализма стремится к 100 млрд тенге.
К 8-9 января ситуация начала стабилизироваться, но от последствий полноценной войны с преступными группировками страна оправится нескоро.
Радикальный криминалитет
В хронике терактов прошлого есть несколько общих тенденций. В большинстве случаев террористы избирали своей целью правоохранительные органы, также налицо сращение преступного элемента с религиозным экстремизмом.
Традиционно первым терактом в истории современного Казахстана исследователи признают самоподрыв смертника в Актобе в мае 2011 года. Некий Рахимжан Макатов прошел в здание актюбинского ДКНБ, где и привел бомбу в действие. Погиб сам преступник, пострадали три человека. Однако Генпрокуратура не классифицировала случившееся как теракт, поскольку с помощью взрыва Макатов пытался избежать уголовной ответственности.
Следствие доказало, тем не менее, что Макатов был членом радикальной экстремистской группы. Из 12 сообщников смертника по статье «Терроризм» был осужден лишь один.
Поэтому официальный отсчет актов терроризма ведется с октября 2011 года, когда в Атырау взорвались бомбы возле прокуратуры, ДКНБ и областного акимата. Следом раздался взрыв во дворе жилого дома. Террорист Бауржан Султангалиев погиб, ответственность взяла на себя террористическая группировка «Солдаты халифата». Сообщников быстро арестовали и через год осудили за терроризм.
Летом 2011 года также прошла спецоперация в Темирском районе Актюбинской области. По данным органов, были ликвидированы подозреваемые в убийстве полицейских в поселках Шубарши и Кенкияк. Напомним, что в ночь с 30 июня на 1 июля неизвестными были убиты двое сотрудников патрульно-постовой службы. Как сообщают источники, подозреваемые имели отношение к ультрарелигиозной группировке, также есть сведения о том, что конфликт возник на почве кражи нефти.
Следующий теракт зафиксирован в Алма-Аты 8 ноября 2011 года, там в упор расстреляли двоих полицейских. А 12 ноября джихадист Максат Кариев устроил бойню на улицах Тараза. Как сообщалось, Кариев был членом банды религиозных фанатиков, возглавляемых «духовным лидером», ратующим за создание исламского государства.
Кариев начал свой кровавый вояж с захвата транспорта и оружия в специализированном магазине. В результате теракта погибли семь человек, в том числе пять сотрудников правоохранительных органов и двое мирных жителей. Двое полицейских и случайный прохожий получили ранения.
Навсегда в памяти казахстанцев останется подвиг капитана полиции Газиза Байтасова, остановившего преступника. Увидев у Кариева гранату, капитан Байтасов закрыл ее своим телом, спасая от смерти прохожих и сослуживцев. В дальнейшем шестеро сообщников Кариева были задержаны.
Через несколько дней в Алматинской области, в поселке Боралдай правоохранители уничтожили пять боевиков, причастных к убийству полицейских в Алма-Аты 8 ноября. Кроме того, по сообщениям источников, эта группа планировала серию терактов в мегаполисе. При штурме дома, где скрывались экстремисты, погибли двое спецназовцев подразделения «Арыстан».
В сентябре 2012 несколько неизвестных в Атырау обстреляли полицейского, а затем швырнули в городской отдел полиции бутылки с зажигательной смесью. Несколько дней спустя террористы были найдены и обезврежены.
Резня в национальном парке
В августе 2012 года произошло одно из самых массовых и громких убийств, связанных с терроризмом. В Иле-Алатауском национальном парке, расположенном под Алма-Аты, были убиты 12 человек. Шестеро скончались от многочисленных ножевых ранений возле дома егеря Панайота Захаропуло, тела еще пяти человек были найдены в сгоревшем доме другого лесника нацпарка Алексея Шкилева в 25 километрах от первого места преступления. Позже была обнаружена двенадцатая жертва. Среди убитых оказались сотрудники парка, их гости, в том числе женщины. По некоторым данным, убийцы таким образом избавлялись от свидетелей.
В ответ в августе 2012 года в Алматинской области и на окраине Алма-Аты прошла серия контртеррористических акций. В июле в доме (поселок Таусамал), который занимали экстремисты, произошел взрыв. По версии следствия, преступники, изготавливая бомбы, проявили неосторожность и подорвали сами себя. На месте происшествия обнаружилось огнестрельное оружие, боеприпасы, полицейское обмундирование и религиозная литература. При взрыве погибло девять человек, это были женщины и дети — члены семей террористов.
Позже на территории парка обнаружили блиндаж, в котором преступники удерживали шесть женщин вместе с детьми. Также в августе правоохранители уничтожили в поселке Баганашил группировку, причастную к резне в Иле-Алатауском национальном парке. Как сообщается, в ходе операции погибли девять человек, в том числе ребенок. Двоим боевикам удалось скрыться, одного из них — Саяна Хайрова — позже задержали в Бишкеке и экстрадировали в Казахстан. В 2013 году Хайров был приговорен к 11 годам тюрьмы.
Кроме того, официальная хроника отмечает в 2012 году еще ряд терактов и спецопераций. В сентябре в Атырау прогремел взрыв, погиб один человек. В том же месяце была проведена контртеррористическая операция в Кульсары, Атырауская область, убиты пятеро террористов. Следом произошел теракт в УВД Атырау, ранены двое полицейских, затем правоохранители настигли и ликвидировали четверых террористов.
Актобе в огне
В июне 2016 года в Актобе значительная группа террористов наглядно продемонстрировала типичную тактику подобных организаций. Для начала экстремисты напали на два оружейных магазина, где, убив продавца и посетителей, завладели огнестрельным оружием. В дальнейшем преступники захватили рейсовый автобус и направили его к войсковой части Национальной гвардии. В части завязался настоящий бой. В результате нападения погибло четверо гражданских, трое военнослужащих и 18 экстремистов.
По свидетельству экспертов, только оперативные действия правоохранителей предотвратили массовую бойню в городе, захват административных зданий и стратегических объектов. В Актобе был объявлен красный уровень террористической угрозы, по всей стране — желтый уровень на 40 дней. Позже на скамье подсудимых оказалось 29 экстремистов.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своем выступлении сообщил, что террористический акт организован приверженцами радикальных псевдорелигиозных течений, инструкции они получили из-за рубежа. По словам президента, террористы являлись сторонниками салафизма. МИД РК также заявил, что теракт в Актобе произошел по призыву религиозного лидера Абу Мухаммада аль-Аднани.
Алматинский стрелок
А в июле того же года в Алма-Аты рецидивист Руслан Кулекбаев в одиночку погубил больше народу, чем актюбинские террористы вместе взятые. Перед терактом уроженец Кызылординской области Кулекбаев застрелил гражданку Узбекистана, предположительно проститутку. Затем он направился к зданию ДКНБ и УВД Алмалинского района Алма-Аты, где начал отстрел правоохранителей и случайных прохожих. После чего Кулекбаев хаотично передвигался по городу, стреляя в полицейских.
Алма-Ату охватила паника. В городе был объявлен красный уровень террористической угрозы, центр, по наблюдениям очевидцев, мгновенно обезлюдел. Жертвами преступника стали восемь полицейских и двое гражданских. Так как смертная казнь в Казахстане еще не была отменена, Кулекбаева приговорили к высшей мере наказания, но в дальнейшем приговор изменили на пожизненное заключение. На скамье подсудимых также оказались пятеро сообщников террориста.
Отметим, что остановить массового убийцу удалось старшине Аяну Галиеву, который ценой своей жизни спас еще десятки алматинцев. Герой-полицейский Аян Галиев подстрелил Кулекбаева, но от полученных ранений сам скончался в больнице.
Каждый из описанных случаев должен был стать уроком бдительности для всей страны, однако, как заявляют сегодня эксперты, многочисленные теракты отнюдь не повысили эффективность соответствующих служб. Тем не менее, неготовность правоохранителей к январским событиям 2022 года не отменяет истинного героизма отдельных полицейских и военных, до последнего вздоха защищавших от бандитов мирные города.